HomeWritingsServicesAbout MeContact

 

                НЕРАЗБЕРИХА В ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

             Что говорит Библия по поводу конфликтов

     Проработав 12 лет адвокатом и еще 5 лет судьей (если  хотите

больше узнать об этих годах моей  жизни,  прочитайте  16-ю
  главу

книги "Любить Бога" Чарльза Колсона), с  1983  года  я  полностью

посвятил себя служению примирения.

     Занимаясь с людьми, вовлеченными в конфликты,  изучая  Писа-

ние, чтобы познать Божьи пути и принципы, беседуя с  людьми,  уча

людей и делясь опытом с другими  служителями,  занимающимися  тем

же, я пришел к определенным выводам насчет типичных методов душе-

попечительства, используемых сегодня.

     Данная статья представляет собой попытку исследовать  важные

аспекты этой проблемы. Для поиска Божьих методов я советую  обра-

щаться к Писанию. Но, делая это, давайте помнить о двух местах из

Библии: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои,  го-

ворит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои  выше  путей

ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис.55:8-9).  И  "Ибо  муд-

рость мира сего есть безумие пред Богом" (1 Кор.3:19).

     Мне эти стихи говорят о том, что мы должны всегда  с  откры-

тым умом подходить ко всему, что делаем и думаем - потому что мо-

жет статься, что то, во что мы верим беспрекословно и что храним,

как зеницу ока, - всего лишь безумие.

     Помня об этом, я хочу свести наше обсуждение к четырем проб-

лемам в душепопечительстве: 1) исторически сложившееся  душепопе-

чительство один на один или использование группы людей;  2)  про-

фессионализм или дилетантство; 3) понятие  конфиденциальности;  и

4) что должен человек получить от душепопечителя.

     Самая типичная картина душепопечительства сегодня - это ког-

да один человек имеет проблему и ищет помощи,  а  другой  (обычно

профессионал) эту помощь оказывает.

     Душепопечитель  (психиатр,  психолог,  пастор,    священник,

юрист, врач и т.д.)  принимает  человека  в  кабинете,  закрывает

дверь, проводит с человеком один час, а потом,  назначив  следую-

щую встречу через неделю, провожает его до двери.

     А теперь давайте посмотрим в глаза реальности.

     Во-первых, мы можем не сомневаться, что  наш  "клиент"  хоть

кому-то еще, хотя бы изредка, но рассказывает о своей проблеме  -

родственнику, товарищу по работе, другому  профессионалу  и  т.д.

Возникает потенциальная проблема - одни говорят одно, другие

- другое. Велика вероятность того, что из разных источников чело-

век будет получать взаимоисключающие советы. Что же  нам  с  этим

делать?

     Во-вторых, можно предположить, что волнующая человека  проб-

лема никуда не денется и снова проявит себя если не в  действиях,

то, как минимум, в его мыслях в промежутке  между  сегодняшней  и

следующей нашей встречей. Может быть, именно поэтому  душепопечи-

тели-профессионалы выписывают клиентам  прямо  или  косвенно  так

много психотропных препаратов, а клиенты этих препаратов так мно-

го употребляют. Медикаменты притупляют остроту проблемы, и  можно

дотянуть до следующей встречи. Конечно же, с самой проблемой  ни-

чего не происходит, она просто маскируется.

     Итак, проблемы здесь две. Что говорит Писание о  душепопечи-

тельстве? В Притчах 11:14 сказано: "При недостатке попечения  па-

дает народ, а при многих советниках благоденствует". Писание  яв-

но высказывается в пользу душепопечительства. И  у  нас  действи-

тельно есть "многие советники" - сосед, товарищ по  работе,  про-

фессиональный психолог, пастор и т.д. Но что происходит, если все

эти советы разрознены - приводит ли это к благоденствию или к не-

разберихе?

     Сравним это с местом из Иак.5:14: "Болен ли кто из вас (кон-

фликт бывает хуже болезни)? пусть призовет пресвитеров  (Заметили

множественное  число?  А   "presbyteros"    по-гречески    просто

"старший".) Церкви (не мира), и пусть помолятся над ним (Как  они

могут это сделать, не собравшись все вместе в одной  точке  прос-

транства и времени и не услышав все одно и то же изложение  проб-

лемы?), помазавши его елеем во имя Господне (об этом см.ниже)".

     Вот в чем здесь суть, как мне кажется: если мы  с  кем-то  в

конфликте, нам нужно попытаться установить, кто те "старшие", ко-

торых Господь нам рекомендует призвать и, призвав, действовать  с

ними заодно. Одни должны знать друг друга и иметь общение друг  с

другом. И если мы этих людей нашли, нам нужно  воздерживаться  от

поиска других советчиков.

     Я думаю, что если мы возьмем на вооружение такой метод,  Бог

пошлет нашим советникам единство,  когда  они  будут  вместе  мо-

литься, обсуждать проблему между собой и  все  будут  слышать  из

моих уст одни и те же слова (в отличие от пяти разных советников,

услышавших от меня пять немного различающихся версий).

     Отсюда перейдем прямо ко второй моей проблеме  -  профессио-

нал или дилетант? Я ничего не имею против  профессионалов!  Часто

они не просто помогают, а без них прямо не обойтись. В  одном  из

английских переводов Пр.11:14 эти слова звучат так: "а при  вели-

ком советнике безопасность" (об этом потом).

     Но профессионал должен входить в ту группу, о которой мы го-

ворили выше, и точно так же искать помощи членов  группы,  как  и

они искать его помощи. Если "клиент" встречается  с  профессиона-

лом, рядом должен быть как минимум один дилетант. Если профессио-

нал, к примеру, юрист, он не должен  предпринимать  никаких  дей-

ствий по отношению к "клиенту" без одобрения и  надзора  дилетан-

тов (даже читать писем и прошений до их отправления!). Нам  нужно

единство в советах и действиях!

     К тому же, если у нас есть группа, ее остальные члены  могут

помочь человеку в бессонные часы между встречами  с  профессиона-

лом и, может быть, заменить  собой  психотропные  препараты.  Мое

восхищение в этом смысле вызывают Анонимные алкоголики. Эта орга-

низация обещает своим клиентам, что они могут позвонить  в  любое

время суток и кто-то им ответит. Профессионал всего лишь один  из

членов группы, часто просто принимающий участие в ее работе.

     Члены группы могут привнести в процесс то,  чего  обычно  не

даст профессионал-одиночка - способность глубоко  и  эмоционально

сопереживать человеку, столкнувшемуся с проблемой. Три друга  Ио-

ва (о которых в церкви понаписывали много гадостей) отложили свои

дела (что трудновато сделать профессионалу с его загруженностью),

преодолели солидное расстояние и сидели рядом с Иовом в куче пеп-

ла семь дней, прежде чем заговорить с ним! (Иов 2:11-13) Для  то-

го, кто привязан к своему кабинету, все это невозможно.

     Третья проблема, волнующая меня, связана с конфиденциальнос-

тью.  Конечно,  если  у  нас  группа  советников,  на   конфиден-

циальность можно плюнуть и забыть. Но суть вопроса в том, библей-

ское ли понятие конфиденциальность или то, что мы этим словом на-

зываем.

     Я хочу дать следующее определение мирскому понятию конфиден-

циальности: "Я могу рассказать тебе все, что захочу, но ты не мо-

жешь ничего с услышанным от меня сделать". Если  это  определение

корректно, я должен признаться, что пока не нашел в Писании осно-

ваний для такого подхода.

     Да, я не должен разоблачать грех другого человека,  сплетни-

чать или шушукаться о чем-либо, но говорится же в Библии  о  том,

чтобы "взять с собою еще одного или двух" и даже "сказать церкви"

(Мф.18:16-17). Как все это совместить?

     Все мои знания и вся моя жизнь привели меня к выводу, что  я

должен хранить в сердце своем то, что мне говорят люди. Но я так-

же должен быть готов под водительством Святого Духа с любовью об-

личить, если понадобится, любого, рассказав то, что знаю о нем от

кого-то. Так что конфиденциальности  в  мирском  понимании  этого

слова я не гарантирую никому.

     Давайте объясню. Кто-то ко мне приходит и просит совета, как

расстаться с привычкой, с которой расстаться невозможно -  допус-

тим, с картами. Я и сам знаю, что такому человеку сказать.  Но  я

еще и знаю, что помощь лучше оказывать группой,  и  без  обиняков

скажу ему об этом. Если человек против того, чтобы с ним  побесе-

довал еще кто-то кроме меня, и хочет, чтобы я один ему помогал, я

вижу в этом нежелание давать кому-то отчет, т.е. бунт,  и  навер-

ное скажу, что в таком случае я ему не смогу помочь. Но  вряд  ли

стоит мне приводить "свидетеля", чтобы в  его  присутствии  обли-

чить обратившегося ко мне за помощью человека в отказе  следовать

моим советам.

     Однако я могу узнать из беседы с ним, что  его  азарт  губит

его бизнес (у него есть подчиненные, которые зависят от  него)  и

его семью (которая также зависит от него), и к тому же  он  зани-

мается грязными делишками, чтобы компенсировать свои проигрыши. В

таком случае мне нужно при "свидетелях" серьезно  с  ним  погово-

рить, чтобы призвать его к справедливости по  отношению  к  своим

подчиненным и семье. Может быть, мне даже понадобится сообщить  о

его делах куда следует (Рим.13:1), если он не послушает  свидете-

лей.

     И опять же, каждый свой шаг в этом процессе я сверяю с води-

тельством Духа Святого - и "что делать?" и "как делать?".

     Еще один пример. Ко мне приходит человек и говорит, что  хо-

чет развестись. Я ему объясняю, что,  по  моему  мнению,  говорит

насчет этого Писание, но он таких речей  не  хочет  слушать.  Го-

няться за ним? Сомневаюсь, что из этого будет толк. Или наоборот,

человек спрашивает, что делать, если супруг(а) подал(а)  на  раз-

вод. Я разъясняю, что говорит Библия, но он не слушает. Его дело.

     При любом раскладе я должен всегда задать себе вопрос:  вер-

но ли я исполнил то, чего от меня в данном  случае  ожидает  Бог?

Если не кривя душой я отвечаю утвердительно,  больше  мне  делать

ничего не нужно.

     Итак, мы подошли к последнему моему вопросу: что  мы  должны

дать человеку, обратившемуся к нам за советом? Для меня  это  на-

верное самый важный из четырех вопросов: остальные - форма,  этот

- суть.

     Первое, на что я обращаю внимание, это то, что мы все  приз-

ваны к "служению примирения",  призваны  стать  "посланниками  от

имени Христова" (2 Кор.5:17-20). Следовательно, я  должен  призы-

вать человека, обратившегося ко мне за помощью,  достичь  большей

степени примирения с Богом и людьми. Здесь не обойтись без  испо-

ведания и прощения.

     Далее, я замечаю, что мы призваны "научить" людей тому,  че-

му учил Иисус Христос (Мф.28:19). Научить значит просто  помогать

человеку расти в отношениях с Господом Иисусом  Христом,  понима-

нии Господа Иисуса Христа и  готовности  служить  Господу  Иисусу

Христу в том аспекте своей жизни, в котором в данный момент  воз-

никают проблемы.

     Потом мне припоминается, что дал Иисус ученикам после  того,

как они обнаружили гробницу пустой - Он дал им "все, написанное о

Нем во всем Писании" (Лк.24:27; 44-47).

     Писание возвращает нас к Мф.18:16, где  от  свидетелей  тре-

буется "histemi" (подтверждать) "rhema" (живое и действенное сло-

во Божье). Во Втором Послании к Тимофею 3:16 нам сказано, для че-

го полезно Писание: "для научения (жизни вообще),  для  обличения

(чтобы указать нам, что мы поступили неправильно), для  исправле-

ния  (чтобы  указать  нам,  что  с  этим  неправильным  поступком

делать), для наставления в праведности (чтобы  мы  снова  были  в

правильных отношениях с Богом и людьми)".

     И я думаю, что это слово, "rhema", и есть тот "елей",  кото-

рым  мы  можем  помазать  "болящего"  с   диагнозом    "конфликт"

(Иак.5:14),  чтобы  он  мог  со  своей  "болезнью"    разобраться

по-Божьему, а не по-человечески. Короче  говоря,  мы  предаем  их

"Великому Советнику" (Пр.11:14).

     Я считаю себя профессионалом насчет помощи людям в  конфлик-

те - независимо от того, с кем у них конфликт -  с  самими  собой

или с кем-то другим. И те четыре вопроса, которые я рассмотрел  в

этой статье, 1) стали моими вопросами; 2) привели меня к тем  вы-

водам, с которыми я вас ознакомил; и 3) побудили меня так и  пос-

тупать. С молитвой поразмыслите над тем, что я вам наговорил.

Уильям Д. Бонтрейгер

1710 C.R. 121

Hesperus, CO. 81326

USA