HomeWritingsServicesAbout MeContact

 

                     ЧТО ДЕЛАТЬ СО СПЛЕТНЯМИ

             Что говорит Библия по поводу конфликтов

     Если  ты  понимаешь,  что  что-то  имеешь  против    кого-то

(Мф.18:12-35), или кто-то что-то против тебя  имеет  (Мф.5:23-24)

или осознаешь, что влезаешь сам или тебя втягивают в чей-то спор,

можешь быть уверен, что ты участвуешь в конфликте.

     Что касается конфликтов как таковых, нельзя  сказать,  плохо

это или хорошо. Это никак. Конфликты были,  есть  и  будут,  пос-

кольку мы - грешники, мы ищем своего и восстаем  против  Божьего.

Но опять же, поскольку от них, от конфликтов, никуда  не  деться,

нам нужно и их принести на суд Христа.

     В Библии вообще и в жизни Христа в  частности  Бог  дал  нам

указания, как разбираться с конфликтами так, чтобы  в  результате

вся слава воздавалась Ему. Любой наш конфликт может доказать  ис-

тинность слов Апостола Павла в Рим. 8:28. И в этой статье я попы-

таюсь разобраться, как мы должны себя вести, когда кто-то,  часто

непреднамеренно, начинает втягивать нас в чей-то конфликт.

     Мои размышления основаны на десятилетнем  опыте  адвоката  в

суде, пятилетнем опыте судьи и том опыте,  который  я  накопил  с

1982 года, помогая конфликтующим христианам улаживать свои  споры

так, чтобы это приносило славу Христу. (Если хотите обо  мне  уз-

нать больше, прочитайте 16-ю главу книги  "Любить  Бога"  Чарльза

Колсона.)

     Механизм, который втягивает нас в  чужие  конфликты,  -  это

сплетни. Нам нужно знать, что делать со  сплетнями.  Церкви,  от-

дельным христианам и служителям важно знать,  какую  роль  играют

сплетни в конфликтах и что с ними делать, потому что сплетни при-

водят в церквях к серьезным неприятностям.

     Сначала давайте определим, что такое сплетни. В словаре Уэб-

стера сказано: "Пустые разговоры и слухи о ком-то; болтовня".  На

греческом языке времен Нового Завета сплетника  называли  "шепту-

ном", подчеркивая, что он не говорит открыто или вслух. В  Ветхом

Завете употреблялось слово, означавшее "клеветник" или  "перенос-

чик".

     Я хочу дать такое определение: "Сплетня  -  это  озвучивание

потенциально деструктивной информации о ком-либо, будь то  истин-

ной или ложной, когда это лицо обозначено, но не присутствует при

разговоре и не может отреагировать".

     Вы можете сказать, что данное  определение  слишком  широко.

Пожалуйста, не спешите со своим суждением, пока мы не рассмотрим,

как смотрит на сплетни Бог и что  Он  заповедует  нам  делать  со

сплетнями. Что думает о сплетнях Бог?

     Он советует нам не общаться со сплетниками: "Кто ходит пере-

носчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем

не сообщайся" (Пр.20:19).

     Сплетники у Бога идут в одном списке с теми,  кто  не  приз-

нает Бога, у кого превратный ум, кто  исполнен  всякой  неправды,

блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы,  зависти,  убийства,  рас-

прей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники,

обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны ро-

дителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилос-

тивы, и с теми, кто одобряет все это (Рим.1:28-32).

     Короче говоря, Бог ненавидит сплетни. Сплетня - это бесспор-

ное зло, предосудительное и презренное, иначе  говоря,  мерзость.

Но почему? Посмотрим дальше.

     Где сплетни, там всегда кто-то  кого-то  обвиняет.  В  Книге

Притчей 3:30 говорится: "Не ссорься с человеком без причины, ког-

да он не сделал зла тебе". И кроме того, нам  должно  быть  ясно,

что обвинять кого бы то ни было нужно ему в лицо, что и  рекомен-

дуется в Мф. 18:12-35.

     Сплетник выбалтывает то, что Бог хотел бы сохранить в тайне.

В Притчах 11:13 сказано: "Кто ходит переносчиком,  тот  открывает

тайну; но верный человек таит дело".

     В сплетнях изливается ненависть и зависть к другим, их поло-

жению или силе. В Притчах 10:12  сказано:  "Ненависть  возбуждает

раздоры, но любовь покрывает все грехи".

     Хуже всего то, что сплетни сеют раздор. В Притчах 12:18 ска-

зано: "Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык  мудрых  -  вра-

чует". Притчи 16:28: "Человек коварный  сеет  раздор,  и  наушник

разлучает друзей". И еще, Пр.17:9: "Прикрывающий  проступок  ищет

любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга".

     Сплетни порождают обиды. Они  разделяют  людей,  потому  что

сплетнику теперь нужно оправдаться самому и оправдать  свой  грех

сплетничанья, вместо того, чтобы  разбираться  с  другими  своими

грехами. Жертва сплетен испытывает гнев, обиду, злость и  не  мо-

жет правильно воспринимать даже  справедливое  обличение.  Каждый

становится, как сказано в Пр.18:19: "Озлобившийся брат неприступ-

нее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка".

     Сплетня раздувает конфликт и препятствует установлению мира:

"Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника,  раздор

утихает" (Пр.26:20).

     Но есть еще один тип людей, которые ничем не лучше  сплетни-

ков, хотя прямо о них в Писании ничего не говорится. Людей, кото-

рых я имею в виду, можно назвать просто "ушами". Это те, кто поз-

воляет сплетнику сплетничать. Но они могут пресечь сплетни и  ос-

лабить их негативное  воздействие,  если  знают,  как  распознать

сплетню и что делать со сплетником. "Они" - это "мы".

     Есть и еще один тип  людей,  которые  тоже  ничем  не  лучше

сплетников, хотя, опять же, трудно найти в Писании  что-то,  ска-

занное непосредственно про них. Их можно назвать  "отвергателями"

или "осудителями". Это те, кто дает  сплетням  поссорить  себя  с

кем-то или, услышав сплетни, несправедливо  с  кем-то  поступает.

Такие люди, не разобравшись, занимают чью-то сторону в конфликте.

Им также не мешало бы знать, как распознать сплетню и что  делать

со сплетником. "Они" - это опять же "мы".

     Нам нужно понять, что Бог подсказал  нам,  как  поступать  в

конфликтах, и что о сплетнях в этих подсказках нет ни слова.  Вот

почему просто сказать, что кто-то что-то сделал  или  чего-то  не

сделал, если эти слова могут повредить репутации человека и  ска-

заны не по воле Божьей - это грех, независимо от того, говорим ли

мы правду или неправду. А если кто-то, услышав сказанное,  порвет

отношения с кем-то или осудит кого-то - это не меньший грех.

     Бог предлагает улаживать все споры так -  любой,  кто  пони-

мает, что он с кем-то в ссоре, или считает, что кто-то  согрешил,

должен сразу же искать этого кого-то (независимо от того, кто ви-

новат) и пытаться уладить ссору и примириться  с  этим  человеком

(Мф.5:23-24 и Мф.18:15). Для Бога это важнее, чем  поход  в  цер-

ковь и принесение дара.

     Делать все это нужно с целью восстановления  взаимоотношений

каждого с Богом и друг с другом. Это нужно делать потому, что  мы

грешники, спасенные только Его благодатью (Мф.5:22), мы были заб-

лудшими овцами, за которых Он умер (Мф.18:12-14)  и  нам  прощено

гораздо больше, чем кто-либо должен нам самим (Мф.18:21-35).

     Если бы так делалось всегда,  сплетен  вообще  не  могло  бы

быть, поскольку все вопросы решались бы между самими  заинтересо-

ванными сторонами.

     И последнее замечание, прежде чем мы начнем разговор о  том,

что же делать со сплетнями. Если кто-то (сторона номер 1) расска-

зывает вам сплетни, это автоматически означает, что он в конфлик-

те с тем, о ком рассказывает (стороной номер 2).  Сплетни  всегда

свидетельствуют о существовании конфликта и дают понять, на  чьей

стороне в этом  конфликте  находится  (или  чью  сторону  избрал)

сплетник.

     Когда номер 1 вам сплетничает, он это делает потому, что: а)

хочет найти себе сторонника, который разделял бы  с  ним  чувства

обиды, гнева и злости; и б) хочет, чтобы вы изменили свое отноше-

ние к кому-то. Если у вас с этим человеком отношений не было, но-

меру 1 нет смысла с вами разговаривать. Сплетни несут с собой же-

лание разделять людей и извлекать выгоду для себя из этого разде-

ления.

     Поэтому, когда номер 1 начинает вам рассказывать  сплетни  -

говорит о номере 2 то, что вам знать не обязательно -  остановите

его! Потом откройте Библию, 5-ю или 18-ю главу Евангелия от  Мат-

фея, дайте номеру 1 прочитать и спросите, говорил ли он  лично  с

номером 2 об этой проблеме. Расскажите, что в сплетнях плохого.

     Номер 1 ответит или "да" или "нет". Если "нет", скажите ему,

что нужно сходить к номеру 2 и поговорить о том, что его так вол-

нует, что он даже сплетничает об этом. Объясните  номеру  1,  что

если он и другим успел насплетничать, он должен исповедоваться  в

этом перед номером 2 (Иак.5:16), попросить  прощения  и  все  это

сделать еще до того, как начнет говорить непосредственно  о  сути

дела. Номер 1 должен также пойти к тем,  кому  он  сплетничал,  и

попросить прощения за то, что сделал их "ушами".  Скажите  номеру

1, что вы у него спросите через неделю, поступил ли он  по  слову

Божьему.

     Или допустим, что вы остановили номер 1, когда он  рассказы-

вал сплетни, он раскаялся, никому больше этих сплетен не  расска-

зывал, а обо всем и сам-то узнал из сплетен. Тогда идти к  номеру

2 ему не нужно, но нужно пойти к тому, от кого  он  это  услышал,

попросить прощения за то, что слушал сплетни, и сказать этому че-

ловеку, что тому нужно сделать.

     Допустим, прошла неделя, вы спрашиваете номер 1, а он  нику-

да не сходил и ничего не исправил. Допустим, что суть дела  тако-

ва, что молчанием делу не поможешь. Мы можем, например,  обсудить

всем известные поступки или слова  другого  человека,  чтобы  че-

му-то номер 1 научить, но тут мы должны удерживаться  от  сплетен

сами (так поступал Павел, говоря о Петре в Послании к Галатам и о

человеке из коринфской церкви в 5-й главе 1-го Послания к  Корин-

фянам). Однако при обсуждении нельзя делать необоснованных утвер-

ждений и не нужно судить о характере и мотивах людей.

     Итак, неделя прошла, номер 1  ничего  не  сделал,  а  делать

что-то нужно. Ваш следующий шаг - объяснить номеру 1, что ваши  с

ним отношения теперь  подпадают  под  схему  Мф.18:15-17а.  Снова

разъясните ему настоятельную необходимость открыть все перед  Бо-

гом. Наставьте его на истину. Предложите свою помощь в  беседе  с

номером 2, но объясните также, что если он будет  упорствовать  в

непослушании Слову, вам, возможно, придется позвать еще кого-то и

снова поговорить с ним - Мф.18:16.

     Теперь вы имеете право (хотя и не обязаны) стать на  следую-

щую ступеньку на лестнице обличения по Мф.18:15-17а  -  при  этом

повинуясь Духу Святому в том, как, в каком темпе и в  каком  духе

это делать. Грех номера  1  заключается  в  нераскаянии  в  своей

сплетне.

     Теперь давайте вернемся к вашей первой беседе с  номером  1.

Допустим, он сказал, что ходил к номеру 2, но это ничего не дало.

Похвалите его, но объясните, что, как и прежде, ни  вам,  ни  ко-

му-то другому не нужно ничего знать о сути их конфликта, то есть,

если номер 1 будет продолжать вам что-то  об  этом  рассказывать,

это будет та же сплетня. Объясните номеру 1, что у него  два  ва-

рианта: - или пройти с  номером  2  весь  процесс,  изложенный  в

Мф.18, или умыть руки, выполнив функцию стража (Иезекииль 33).

     Если номер 1 хочет, чтобы вы вместе с ним пошли к номеру 2 в

качестве "свидетеля" (Мф.18:16), соглашайтесь. Но для того,  что-

бы быть свидетелем, вам все равно не нужно  знать  ничего  больше

того, что у номера 1 ссора с номером 2 и ему нужно, чтобы  кто-то

помог ему с номером 2 помириться. Вам даже не  нужно  знать,  кто

такой этот номер 2!

     Но давайте допустим, что номер 1 сказал, что он с одним-дву-

мя свидетелями сходил к номеру 2, но тот их не послушал и продол-

жает упорствовать в своем грехе. Что же вам тогда делать?

     Спросите, кто был свидетелем по Мф.18:16. Спросите, знает ли

об этом церковь. Вам по-прежнему не нужна никакая  информация  по

сути конфликта от номера 1, но вы можете - особенно  если  знаете

номер 2 лично - уточнить у свидетелей, состоялась  ли  встреча  и

действительно ли номер 2 отказался их слушать.

     Если свидетели все подтверждают, вы можете поговорить с  но-

мером 2, раз вы знакомы, и посоветовать ему все уладить. Вы може-

те изменить характер своих отношений с номером 2 - не из-за того,

что он повздорил с номером 1, а потому что номеру 2 нужно настав-

ление свидетелей - в данном случае и ваше  в  том  числе.  Можете

попробовать собрать вместе номер 1, номер 2, свидетелей и  вдоба-

вок руководителей церкви, чтобы далее обсудить дело (Мф.18:17).

     Прошу отметить, что описанный мной процесс никак  не  влияет

на ваши отношения с номером 2 до тех пор, пока номер 2  не  проя-

вит нежелание продолжить библейский процесс разрешения конфликта.

Заметьте также, что ваши отношения с номером 1 в  равной  степени

зависят от принятия им вашего наставления  и  увещевания.  Короче

говоря, если вы все это проделаете, вам нечего  бояться,  что  вы

"схватите пса за уши" (Пр.26:17), потому что вы не будете  вмеши-

ваться "не в свое дело", т.е. переходить  пределы  разумного.  Вы

всегда будете на стороне Бога.

     С самого начала вы подвергнете себя двум опасностям. Первая,

менее опасная, - это то, что вы станете постоянно уговаривать обе

стороны встретиться друг с другом и решить вопрос (Мф.18:15).  Вы

будете уговаривать их обратиться к другим за  помощью  (Мф.18:16)

или даже предоставить этим другим разрешение спора  (1  Кор.6:5).

Вы несомненно рискуете потерять двоих друзей. Но в духовном смыс-

ле большого риска нет.

     Вторая опасность наряду с потерей друзей влечет за  собой  и

духовный риск. Вы можете стать советником номеру 1.  Вы  рискуете

дать убедить себя номеру 1, потерять всякую объективность и  ней-

тралитет, способствовать греху номера 1, перестав  его  обличать,

превратить обиду номера 1 в свою личную и согрешить против  номе-

ра 2, изменив свое отношение к нему. Вот тут-то вы пса за  уши  и

схватите! (Посмотрите Пр.26:22!)

     Допустим, что читая мои слова, вы почувствовали обличение  в

сплетнях, или в потворстве сплетням, или  в  том,  что  поддались

чьим-то сплетням и изменили свое отношение к кому-то.  Пойдите  к

тому, кто вам насплетничал, попросите прощения за то, что вы  эти

сплетни слушали и расскажите ему все, что вы по этому поводу  ду-

маете. Пойдите к тому, кому насплетничали вы,  попросите  у  него

прощения и расскажите ему все, что по этому поводу думаете.  Пой-

дите к тому, кто был мишенью ваших сплетен, попросите прощения  у

него и предложите вместе пойти к тому, с кем он в ссоре  (помогая

таким образом исправить то зло, которому вы способствовали).

     Если вы так поступите, то дадите Богу  возможность  обратить

ваши прошлые грехи в добро ради славы Его - Рим.8:28  -,  и  все,

кто узнает о вашем раскаянии и том, что  вы  сделали,  станут  от

этого немножечко лучше.

Уильям Д. Бонтрейгур

1710 C.R. 121

Hesperus, CO. 81326

USA


їя"╪+╪[1]A*.FRM*.MAC
<Б