HomeWritingsServicesAbout MeContact

 

              ЧТО ЗНАЧИТ "ЦЕРКОВЬ" В МАТФЕЯ 18:17?

     Вам не кажется странным, что люди столько спорят о "церкви",

а Тот, чья это церковь, наш Господь это слово  использовал  всего

лишь дважды - Мф.16:15-19 и 18:12-20?

     В первом случае говорится о том, что когда кто-то  под  дей-

ствием  Духа  Святого  объявляет  Иисуса  "Христом,  Сыном   Бога

Живого", он становится одним из "вызванных". В этом смысле  "цер-

ковь" нужно рассматривать как общность всех тех, в ком  пребывает

Дух Святой. Именно эту общность Павел называет "телом  из  многих

членов", каждый из которых нужен для того, чтобы  все  тело  пра-

вильно работало и росло. И нет у этого тела ни доктрины, ни  наз-

вания.

     Второй раз слово "церковь" встречается там, где Иисус  гово-

рит, что нужно делать, если верующий грешит. Мы привыкли считать,

что здесь излагаются принципы "церковной дисциплины". Так что  же

здесь за "церковь", которой нужно что-то сказать  (Мф.18:17)?  Та

ли это церковь, что и в Мф.16:18, или какая-то другая? И что  се-

годня соответствует той "церкви", о которой говорится в Мф.18:17?

     Для меня эти вопросы важны еще и потому, что  с  осени  1983

года я пытаюсь служить телу Христову в качестве служителя  прими-

рения. До этого я был 12 лет адвокатом и 5 лет - судьей (кого ин-

тересует этот период в моей жизни, прочитайте  16-ю  главу  книги

Чарльза Колсона "Любить Бога"). С 1994 года я  преподаю  право  в

бывшем Советском Союзе под эгидой Международного института  хрис-

тианских исследований.

     Служителю примирения важно знать, к  кому  обращаться,  если

верующий согрешил. Для юриста это вопрос юрисдикции: какому  суду

подсудны такие дела? С точки зрения закона действия суда вне сфе-

ры его юрисдикции не имеют никакой силы. Эти вопросы важны  также

и при обжаловании решений суда одной инстанции в суде другой  ин-

станции: кому может обжаловать свое дело  сторона,  которая  счи-

тает, что "церковь" с ней обошлась несправедливо, кроме как  Богу

в день страшного суда? Вроде бы должен  быть  способ  обжалования

действий земной "церкви", хотя... кто его знает.

     Давайте  сначала  попробуем  перечислить    все    возможные

"церкви". Конечно же, существует Церковь Вселенская - Матфея  16.

Точно так же не может быть никаких сомнений, что существует и по-

местная церковь, чаще всего имеющая стены и  крышу  и  конкретный

адрес.

     Раз мы признали право на существование за такой церковью, то

должны к ней добавить и все иерархические структуры,  деноминации

и территориальные объединения, в которых могут принимать  участие

поместные церкви.

     Мы можем добавить сюда  христианские  организации  (особенно

те, у которых есть освобожденные сотрудники, фиксированное  член-

ство, собственные источники финансирования и т.д.).

     А как насчет групп по изучению Библии -  формальных,  таких,

как Общество изучения Библии, или неформальных, когда люди  самых

разных профессий, занятий и вероисповеданий собираются у  кого-то

дома, чтобы изучать Библию?

     А как насчет христианских средств массовой информации, писа-

телей-христиан, христиан, по роду своей деятельности  вынужденных

переезжать с места на место и т.д. - можно  ли  их  всех  куда-то

приписать и куда?

     Напрашиваясь на обвинение в стремлении слишком упростить де-

ло, я все-таки считаю, что ответ на этот вопрос  нужно  искать  в

Мф.18:15-20. Я утверждаю, что из 19-го и 20-го стихов  можно  по-

нять, что здесь имеется в виду под церковью.

     Что же здесь имеется в виду? Во многих изданиях Библии,  ко-

торые мне приходилось видеть, перед 15-м стихом 18-й главы встав-

лен подзаголовок "Церковная дисциплина" или что-то вроде этого. А

поскольку нас больше тянет к строгости, чем к жалости,  то  слово

"дисциплина" для нас означает руководство к одного рода  действию

- наказанию.

     Теперь давайте рассмотрим, что же такое закон человеческий и

как он смотрится на фоне закона Божьего. У любого  закона  должны

быть источник, цель и средства. Это вопросы философии. Потом идут

вопросы создания, применения и толкования закона. Это вопросы по-

литики. И наконец, желательно, чтобы все общество - и каждый  от-

дельный его член, и общество в целом - имело  правильное  отноше-

ние к законам и системам самого себя, т.е. этого самого общества.

     Эпоха светского гуманизма не знает ценности превыше  челове-

ка. Это значит, что источником закона является человек. Это  так-

же означает, что никаких абсолютов провозгласить невозможно.  Че-

ловек, в его индивидуальном и коллективном эгоизме  (классическое

определение греха: своекорыстие), использует закон для  обуздания

зла, поскольку зло мешает нашим эгоистичным  желаниям.  Средством

человеческого закона становится наказание: за уголовное  преступ-

ление мы вас посадим, а за гражданское - разорим.

     Поэтому в любом конфликте мы первым делом отрицаем  то,  что

сделали - независимо от того, насколько ничтожным был наш  промах

в сравнении с действиями других. Потом мы начинаем выдумывать се-

бе оправдания. И наконец, находим, на кого свалить вину.

     При таком понимании источника, цели и средств вне  игры  ос-

таются жертвы преступления и само общество. Всем занимается  все-

могущее, безжалостное  Государство  -  в  котором  олицетворением

справедливости является фигура Правосудия с завязанными глазами и

мечом. Жертвы преступлений и все общество в целом, оставшись не у

дел, начинают ворчать и роптать на то, что в стране  нет  правды.

Мы становимся обиженными на закон, мы становимся врагами закона.

     Вам, наверное, непонятно, при чем здесь 18-я  глава  Еванге-

лия от Матфея и "церковь". Потерпите немного, давайте теперь рас-

смотрим Божий закон.

     Если существует абсолютный Бог, то Он должен быть  по  самой

сути Своей законом Сам в Себе. Если Он - тот  Бог,  про  Которого

говорит Библия (в чем я уверен), тогда Его откровение нам в запи-

санном Слове, Иисус Христос и свидетельство  Духа  Святого,  под-

тверждающее записанное Слово и жизнь Христа, - все это  вместе  и

должно составлять закон. И если посмотреть с этой  точки  зрения,

можно увидеть кое-что очень интересное.

     Конечно же, Бог является источником любого закона.

     Что касается цели закона, Апостол Павел  написал  следующее:

"Но мы знаем, что закон, если что говорит,  говорит  к  состоящим

под законом, так-что заграждаются всякие уста, и весь мир  стано-

вится виновен пред Богом, потому что делами закона не  оправдает-

ся пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех"  (Римлянам

3:19-20). Цель закона Божьего - призвать нас к примирению и  вос-

становлению правильных отношений с Ним. Исходя из этого, мы  дол-

жны искать примирения и  восстановления  правильных  отношений  с

другими людьми (см. Псалом 118, где изложены и другие цели  зако-

на).

     Бог не использует наказание как средство в отношениях с  на-

ми. Вместо этого Он призывает нас к исповеданию и  покаянию.  Бог

призывает к прямому участию в  этом  процессе  и  потерпевших  от

преступлений, и все общество.

     Бог действует с любовью, но при этом ни на йоту не  отступая

от истины и ставя нарушителей закона лицом к лицу с сущностью  их

поступков и тем злом, которое эти поступки  породили.  Он  призы-

вает их признать свои ошибки и пытаться их исправить. Он  предла-

гает кающимся прощение и восстановление отношений.

     Он призывает жертвы преступлений  отказаться  от  дальнейшей

конфронтации. Он призывает общество взять  на  себя  бремена  как

жертв, так и кающихся грешников. В таком законе и таком процессе,

который по сути своей ищет восстановления  нормальных  отношений,

каждому, независимо от его титула, должности и т.д.,  а  также  и

всему обществу в целом есть место, у каждого есть  своя  роль.  И

никакие произвольные разделения тут ничего не меняют - справедли-

вость, направленную на восстановление нормы, не сдержать  никаки-

ми рамками, установленными людьми. Так и должно быть в "церкви".

     Теперь можно вернуться к Мф.18:15-20. Библию можно  рассмат-

ривать как Божье предложение примирения человеку. Эта тема повто-

ряется в Мф.18:12-14 непосредственно перед тем местом, где  гово-

рится о церкви: "Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и

одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто  девять  в

горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится  найти

ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о де-

вяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего  Небес-

ного, чтобы погиб один из малых сих".

     Это весть примирения и восстановления отношений.  Это  ответ

на вопрос "Зачем?", поставленный к стиху 15-му. Эти стихи  подни-

мают остальную часть отрывка с уровня дисциплины  (наказания)  до

уровня изложения истины с любовью, предоставления прощения, пред-

ложения понести бремена других, и все это на  фоне  жертвенности.

Здесь требуются действия как индивидуальные, так  и  коллективные

(коллективы могут быть и малыми и большими - всем дело найдется).

     Теперь можно вернуться к вопросу: что же такое  "церковь"  в

Мф.18:17? Сначала посмотрим на контекст предыдущих  двух  стихов.

Чем бы ни была здесь "церковь", ясно, что это  какое-то  звено  в

цепочке, имеющее конкретную цель. Когда увидишь,  что  твой  брат

согрешает, туда нужно идти не в первую очередь, а в последнюю.  В

первую очередь нужно идти к самому согрешившему брату (То же  са-

мое решение вопроса "куда идти в первую очередь, если у тебя кон-

фликт" мы видим в 1 Кор.6:1).

     Во вторую очередь нам нужно идти во Вселенскую церковь Хрис-

тову. Нам нужно найти одного или двух человек, которых может пос-

лушать тот, с кем мы имеем дело. Нам не нужны свидетели в  юриди-

ческом смысле этого слова, нам нужны те, кто готов свидетельство-

вать об истине Божьего слова. Нам не нужны судьи, посредники  или

им подобные. Нам также нужно избегать использования людей,  обла-

дающих властью над человеком, которому мы хотим помочь, или влия-

нием на него (сюда входят любые руководители "церкви" в любом  из

значений этого слова, потому что они в глазах согрешившего  будут

представляться судьями и помешают восстановлению отношений).  Мо-

жете прочитать мои заметки "О ком и  о  чем  говорится  в  Матфея

18:16. Кто такие 'свидетели'".

     Если это ничего не даст, мы должны  обратиться  к  "церкви",

которая ни в коем случае не должна подражать безжалостному,  все-

могущему, размахивающему карающим мечом слепого правосудия  Госу-

дарству. Это не место, где  применяются  меры  воздействия  (т.е.

осуществляется наказание), а общность тех, кто знает  согрешивше-

го и готов с любовью и в истине помочь ему  в  обновлении,  испы-

тать искренность его покаяния и заколоть упитанного тельца по по-

воду возвращения блудного брата.

     Поэтому я уверен, что где бы и как бы ни собрались как мини-

мум двое членов Тела Христова, в контексте этого места они  пред-

ставляют собой "церковь", которой можно об "этом"  сказать.  Кому

нужно сказать, решают те, кто назван в Мф.18:16 свидетелями, а не

потерпевшая сторона. Сказать должны именно свидетели, потому  что

потерпевший, или потерпевшие, должны предоставить свое дело Богу,

а не стремиться к "победе".

     Тогда, говоря об этом деле какой-то "церкви", мы  обнаружим,

является ли она частью той самой "церкви".  Если  наша  "церковь"

отреагирует так, как часть "Вселенской Церкви", это  церковь  ис-

тинная. Она не ищет своего. Она не отделяет себя от всей  Вселен-

ской церкви и не превозносится над ней. Она не  запрещает  посто-

ронним участвовать в процессе восстановления отношений с  заблуд-

шим братом. Она активно ищет тех, чьи дары нужны в этой  конкрет-

ной частичке Тела Христова, и приветствует их участие в этом про-

цессе. Короче говоря, она "принимает" свидетелей  и  действует  с

учетом их свидетельства.

     "Истинная церковь" также снимает все  возможные  проблемы  с

обжалованием ее решения, так как она всегда готова участвовать  в

библейском процессе на основании  новых  свидетельств.  "Истинная

церковь", иными словами, с пониманием воспринимает свою роль  как

частички Вселенской Церкви.

     Правда, христианские организации очень часто говорят: "Мы не

церковь". Но, если принимать во внимание цели 18-й главы  Еванге-

лия от Матфея, они церковь. Я приведу пример из своего опыта слу-

жения, чтобы это пояснить.

     Муж с женой ходили в церковь А. Жена пожаловалась на то, что

ее муж ведет себя не по-христиански. Когда церковь попыталась по-

мочь супругам, муж отказался от всякой  помощи,  отказался  изме-

нить свое поведение и сбежал в церковь Б. Церковь Б, зная, что  в

семье у него проблемы (а я думаю, что она обязана была  разузнать

насколько возможно, кто такой этот человек и почему он к ним при-

шел), сказала: "Мы разберемся". Они приняли его и не  предприняли

никаких попыток подключиться к процессу обличения, или  душепопе-

чительства, называйте, как хотите. Этот человек был еще и сам ду-

шепопечителем на телефоне доверия в какой-то христианском органи-

зации. Но ни церковь А, ни церковь Б не сообщили  этой  организа-

ции о его семейных проблемах.

     Позднее, наш муж отверг всяческое увещевание в  церкви  Б  и

сбежал в церковь В, сманив за собой еще четыре семьи из церкви Б.

Церковь Б, обжегшись на своем горьком опыте, начала  сотрудничать

с церковью А. Они вместе пошли в церковь В, но их  там  не  стали

слушать; они вместе пошли в ту христианскую организацию, где  был

душепопечителем наш герой, - там их тоже не стали слушать.

     Результаты? Когда наш муж ушел и из церкви В,  она  расколо-

лась, а его организация  (которая,  как  я  считаю  на  основании

Мф.18:17, была "церковью" и должна была быть  проинформирована  и

что-то сделать по поводу всего этого как часть Вселенской церкви)

обанкротилась и прекратила свое существование. Судите сами, в чем

здесь связь. Так в чем же здесь  мораль  для  юриста-христианина,

для душепопечителя и других? Они должны помнить,  что  они  часть

Вселенской церкви, а не отделять себя от нее. Они должны без  ог-

ласки, но принять участие в процессе восстановления  отношений  с

заблудшим братом. Это означает, что они должны понимать, что  они

всего лишь одни из многих душепопечителей, и искать  помощи  дру-

гих, чтобы имело место единогласие в решениях.

     А как насчет писателя-христианина, или того,  кто  связан  с

церковью только через электронную почту? Это значит, что им  тоже

нужно выполнять то, что сказано в Мф.18:15, 16 и 17,  прежде  чем

"рассказывать о чем-то Вселенской церкви",  используя  достижения

цивилизации.  Христианские  средства  массовой  информации  могут

сообщать о конфликте между верующими как факте, но не  могут  ко-

паться в фактах этого конфликта. Они не должны ссылаться на  "ин-

формированные источники"  (сплетничать).  Они  должны  стремиться

призывать членов Вселенской Церкви, чтобы  те,  в  свою  очередь,

призывали членов "поместных церквей" разрешать конфликты так, как

хочет Бог, а не так, как хочется людям (1 Кор.6:1-8).

     Если Бог - единство Троих в Одном, если Он призывает мужей и

жен стать "одной плотью", если Он призывает Свой народ быть  еди-

ным настолько, чтобы мир через это тянулся к Нему, тогда это  по-

нимание сути "церкви" правильно - оно призывает нас к еще больше-

му единству.

     Готовы ли мы отложить наши доктринальные различия,  хотя  бы

на время конфликтов, и проявить единство? Вот в чем вопрос.

Уильям Д. Бонтрейгер

1710 C.R. 121

Hesperus, CO. 81326

USA


№явв[1]A*.FRM*.MAC
<Б