HomeWritingsServicesAbout MeContact

 

              О КОМ И О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В МАТФЕЯ 18:16.

                     КТО ТАКИЕ "СВИДЕТЕЛИ".

     Сегодня куда ни глянь, везде увидишь, как дерутся между  со-

бой христиане. И не только один на один, а и в других  сочетаниях

и комбинациях - одиночка против христианской организации, органи-

зация против организации, группировка внутри  организации  против

другой группировки внутри той же самой организации.

     Иногда мы слышим или видим, как кто-то пробует  уладить  та-

кие конфликты, пытаясь быть посредником между конфликтующими сто-

ронами или арбитром. Но так ли лучше всего разрешать конфликты по

Библии?

     Начиная с осени 1983 года, я пытаюсь быть служителем  прими-

рения для конфликтующих христиан. До этого я был юристом и судьей

(если этот род человеческой деятельности вас  интересует,  можете

почитать 16-ю главу книги "Любить Бога" Чарльза Колсона). То, что

я хочу вам предложить, основано на моем прошлом опыте и на изуче-

нии Писания.

     Начну с анализа четырех слов - все они термины мирской юрис-

пруденции: "примирение", "переговоры", "посредничество", "третей-

ский суд". Я буду пользоваться определениями из Юридического сло-

варя Блэка, 5-е издание, "Уэст паблишинг", 1979 год.

     "Примирение - урегулирование и улаживание спора по-дружески,

без вражды. Практикуется в судах до рассмотрения дела, чтобы это-

го рассмотрения избежать".

     "Переговоры - процесс представления и рассмотрения предложе-

ний вплоть до принятия приемлемого предложения. Обдумывание,  об-

мен мнениями, консультации по вопросам предлагаемого  соглашения;

выработка и  достижение  договоренности  по  условиям  какой-либо

сделки".

     "Посредничество - участие в  чем-либо,  вступление  в  дело;

действия третьего лица в виде посредничества между двумя спорящи-

ми сторонами с целью уговорить их урегулировать или уладить  свой

спор. Разрешение спора путем  действий  посредников  (нейтральной

стороны)".

     "Третейский  суд - предоставление  спора    беспристрастному

(третьему) лицу,  избранному  сторонами  при  взаимном  предвари-

тельном согласии  повиноваться  арбитражному  решению,  принятому

после слушания дела, в ходе которого  возможность  изложить  свою

позицию предоставляется обеим сторонам. Порядок, при котором  ре-

шение по какому-то спорному делу принимается специально для  этой

цели выбранными лицами, при котором это решение  обязательно  для

исполнения. Данному порядку отдается предпочтение  перед  обраще-

нием в судебные учреждения, чтобы избежать формальностей,  прово-

лочек, материальных и моральных издержек, неизбежных при  обычном

рассмотрении дела".

     А теперь обратите внимание на следующие понятия, которых нет

и близко во всех этих определениях: грех,  истина,  "важнейшее  в

законе: суд, милость и вера" (Мф.23:23),  исповедание,  прощение,

примирение и восстановление в общении. Даже там, где говорится  о

примирении, о дружеском, без вражды, подходе, этих понятий нет.

     Сравним то, что говорит закон, с тем, что говорит Бог в  Пи-

сании. Он дает нам описание процесса  с  разъяснением  того,  что

нужно сделать. Это описание мы найдем в  Мф.18:12-20  с  дополне-

нием в 1 Кор.6:5:

     "Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец,  и  одна  из

них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в  горах  и

не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее,  то,

истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели  о  девяноста

девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего Небесного, что-

бы погиб один из малых сих. Если же  согрешит  против  тебя  брат

твой, пойди и обличи его между тобою и им одним:  если  послушает

тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с

собою еще одного или двух, дабы устами двух или  трех  свидетелей

подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их,  скажи  цер-

кви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как языч-

ник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то бу-

дет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет  разреше-

но на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согла-

сятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы  ни  попросили,

будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое  собраны

во имя Мое, там Я посреди них". (Мф.18:12-20)

     "К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного ра-

зумного, который мог бы  рассудить  между  братьями  своими?"  (1

Кор.6:5)

     Здесь меня интересует 16-й стих 18-й главы Евангелия от Мат-

фея. (У меня есть отдельная статья по 17-му стиху и еще одна по 1

Кор.6:1-8). А в 16-м стихе меня интересуют две  вещи:  кто  такие

свидетели и как им нужно действовать (или, если  хотите,  что  им

делать)? Думаю, что ответ на второй вопрос снимет и  вопрос  пер-

вый - поэтому я начинаю с того, что свидетели должны что-то "под-

твердить", потом мы рассмотрим,  какое  "слово"  должно  подтвер-

диться, и только потом попробуем разобраться, кто  же  такие  эти

свидетели.

     То, что у нас звучит как "подтвердилось", в греческом ориги-

нале - "stathe", форма глагола "histemi"  -  "стоять,  поставить,

установить". Это слово в Новом Завете можно найти много раз  (см.

Еф.6:11-14 - там оно употребляется трижды в формах "стать",  "ус-

тоять" и "станьте"). Но мне больше всего  нравится  и  здесь  нам

лучше всего подходит место из Деяний 2:14: "Петр же, став с один-

надцатью, возвысил голос свой и возгласил им:  мужи  Иудейские  и

все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно,  и  внимайте

словам моим".

     Далее (Деян.2:15-36) идет провозвещение истин Божьих  людям,

которые были настолько слепы и глухи, что убили Посланника Божье-

го, посланного, чтобы их спасти! Люди, участвующие  в  конфликте,

точно так же слепнут и глохнут, потому что  конфликт  похищает  у

них какую-то часть истины, а мир при этом заменяет истину  ложью.

Теперь нужно именно "стать".

     Но стать на чем? Мы переходим ко "всякому слову", потому что

именно  "всякое  слово"  должно  подтвердиться,  как  сказано   в

Мф.18:16. По-гречески "слово" здесь - "rhema". Даю словарное  оп-

ределение: "То, что говорится, излагается в речи или на письме; в

единственном числе - "слово"; во множественном -  "речь,  изрече-

ние"; используется по отношению  к  Евангелию:  "слово  Христово"

(т.е. "слово", проповедующее Христа); по отношению к утверждению,

повелению, приказанию, напр. "У Бога не останется бессильным  ни-

какое слово". Пример различия в значении слов "rhema"  и  "logos"

наглядно виден в Еф.6:17: "...меч духовный,  который  есть  слово

Божие"; здесь имеется в виду не вся Библия в целом, а те места из

нее, которые Дух напоминает нам, когда мы в  них  нуждаемся,  для

чего нужно регулярно насыщать ум Писанием".

     Прежде чем пойти дальше, я хочу как можно яснее подчеркнуть,

что "rhema" не есть что-то каноническое, что-то ex  cathedra,  не

есть пророчество о будущем (это  пророчество  о  настоящем,  пос-

кольку  "пророчество"  означает  просто    провозвещение    Слова

Божьего); ни к чему само по себе человека не  обязывает  (хотя  в

сочетании с действием Духа Святого в  сердце  того,  кто  слушает

слово, оно ведет к исповеданию, покаянию, прощению  и  исполнению

того, чего желает Господь).

     Я это все говорю потому, что сегодня считается, что  "rhema"

означает "слова знания" (предсказания о  будущем)  и  "приказания

сделать что-то конкретное, осязаемое", а не  подвергнуться  внут-

реннему, духовному изменению. Это неправильное использование сло-

ва "rhema" порождает проблемы с пониманием истинного смысла его в

Писании.

     Чтобы еще более доказать это различие, я предлагаю проанали-

зировать, как используется слово "rhema" в  Новом  Завете.  Всего

оно там используется 67 раз, 38 из них

- в четырех Евангелиях. Из этих 38 (можете мне  поверить,  можете

сами посчитать) в 34 случаях имеются в виду либо слова Божьи, ли-

бо слова Христа, либо прямые ссылки на слова Бога или Христа.  Из

29 случаев в остальных книгах Нового Завета такой смысл имеют 24.

     Таким образом, свидетели должны в  буквальном  смысле  слова

"установить", как Слово Божье соотносится с жизнью сторон,  учас-

твующих в конфликте, на основании  того,  как  они  разговаривают

друг с другом в присутствии свидетелей.  Давайте  посмотрим,  как

это можно сделать.

     Свидетели приходят вместе с той стороной конфликта,  которая

утверждает, что беседовала с другой стороной наедине  (Мф.18:15),

но другая сторона первой не слушает. Теперь стороны снова пытают-

ся побеседовать, на этот раз в присутствии  свидетелей.  Беседуя,

они раскроются - станет ясно, что кто сделал, чего не сделал, как

кто к чему относится, какие чувства испытывает.  Потом  свидетели

обращаются к сторонам конфликта (обычно наедине, а не  в  присут-

ствии другой стороны), разъясняя им Божьи истины (слова Писания),

которые судят (Евр.4:12) то, что было раскрыто.

     Свидетели делают почти то же самое, что и сеятель  в  притче

из 8-й главы Евангелия от Луки. Если это "доброе семя", что сеет-

ся в мире (Иак.3:18), Дух Святой возьмет его и взрастит  в  почве

сердца там, где нужно, к покаянию, исповеданию и  к  восстановле-

нию справедливости; а там, где нужно, к любви, прощению, облегче-

нию и внутреннему миру. Однако человек  может  захотеть  остаться

слепым и глухим, игнорировать Слово и водительство Духа  Святого,

остаться рабом конфликта.

     Для того, кто слышит  и  реагирует,  конфликт  действительно

"разрешается" в обретении внутреннего духовного мира. Если реаги-

руют обе стороны, они снова встречаются, на этот раз для  испове-

дания и прощения. Вот что такое примирение.  И  с  высоты  людей,

объединенных в Духе Святом, они разберутся, что же  им  делать  с

видимым конфликтом. Им не нужны переговоры, не нужны посредники -

на этой стадии разрешения конфликта действуют только  Бог  и  Его

Дух.

     Может так случиться, что стороны потом  попросят  свидетелей

сказать им, что делать в свете 1 Кор.6:5. Но  исполнить  то,  что

сказано в 1 Кор.6:5, прежде, чем засвидетельствовать истину Писа-

ния в Мф.18:16, - значит подвергнуться риску  поспешить  добиться

результата путем принятия формального решения.  Внешние  проявле-

ния конфликта можно снять, но сердца останутся такими же,  как  и

были, полными гнева, злости, смятения, разочарования и т.д.

     Надеюсь, что теперь вы понимаете, почему юридические  прими-

рение, переговоры, посредничество и третейский  суд  не  являются

библейской формой разрешения конфликта. Но все-таки нам еще оста-

лось разобраться, кто же такие свидетели.

     Во-первых, это совсем не те свидетели, которые "дают показа-

ния о том, что происходило или произошло между сторонами".  Может

быть и такое, но это совсем не обязательно. Такие  свидетели  мо-

гут помочь свидетелям библейским установить истинность фактов, но

не библейскую истину.

     Во-вторых, они должны быть не столько друзьями той  стороны,

которая их выбирает, сколько такими людьми, которых уважает  дру-

гая сторона, никого не слушающая, и которых, возможно, будет слу-

шать.

     В-третьих, это не должен быть человек, от которого каким  бы

то ни было образом зависит та сторона, которая никого  не  желает

слушать, потому что такие  люди  чаще  всего  воспринимаются  как

судьи, а не друзья, к которым можно испытывать уважение, и в  ре-

зультате люди не слышат того, что им говорят.

     В-четвертых, выбирать этих людей нужно в молитве, прося  при

этом подсказки от Бога.

     В-пятых, эти люди должны знать Писание и не  бояться  риско-

вать не угодить кому-то, говоря истину.

     В-шестых, поскольку это люди, которых привлекает Дух Святой,

а не просто кто-то, кого выбрали такие же  люди,  как  они  сами,

свидетели привносят в процесс примирения свои дары и свой  житей-

ский опыт, которые также окажутся важны в утверждении истины.  Их

дары будут лучше сочетаться,  если  свидетели  будут  вместе  мо-

литься и искать Господа, чтобы пребывать в единстве духа.

     В заключение я скажу, к чему еще могут быть призваны  свиде-

тели - они могут засвидетельствовать истину церкви. Истина в  та-

ких случаях чаще всего относится к одному из двух видов.

     Во-первых, церкви можно рассказать о  той  стороне,  которая

идет на примирение. Скажите, что в церкви есть брат, который нес-

праведливо обижен, терпит лишения (1  Кор.6:7-8),  и  ему  прихо-

диться нести чужое бремя, чтобы не обозлиться на обидчика.

     Во-вторых, церкви можно рассказать о той стороне, которая на

примирение не идет. Скажите, что в церкви есть  человек,  который

не слушает других, и пригласите церковь объединиться  в  спасении

заблудшей овцы (Мф.18:12-15).

Уильям Д. Бонтрейгер

1710 C.R. 121

Hesperus, CO. 81326

USA

П$П[1]A*.FRM*.MAC
:Б