HomeWritingsServicesAbout MeContact

 

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПАСТОРОМ

Что говорит Библия по поводу конфликтов

Недавно меня спросили: "Билл, чего ты рыдаешь и колотишь ку-

лаками по столу?" И то и другое я, признаться, делаю частенько.

Начнем со своего прошлого: 15 лет я активно занимался поли-

тикой, 10 лет был адвокатом в суде, 5 лет - судьей, 2 года, рабо-

тая адвокатом, пытался понять, что же значит быть призванным на

служение примирения (2-е Коринфянам 5:17-20); а с 1983 года я по-

могаю людям на практике применять Божьи рекомендации насчет раз-

решения конфликтов. (Если вы хотите про меня узнать еще больше,

прочитайте 16-ю главу книги Чарльза Колсона "Любить Бога".)

Я всегда искал справедливости, но,будучи адвокатом, не мог

ее добиться, будучи судьей, не мог дать ее другим, а тот самый

закон, который я любил и которому пытался служить, обошелся со

мной несправедливо. И настоящую справедливость я начал видеть

только с 1983 года, когда бросил юридическую практику и стал ра-

ботать в церкви и помогать верующим.

О прошлом я немного рассказал, так что попробую теперь

все-таки ответить, почему я рыдаю и колочу кулаками по столу.

Итак, я рыдаю, потому что вижу, как христиане и другие люди сами

себя губят - губят свои эмоции, свой дух, свои финансы и даже гу-

бят себя физически - а все из-за того, что не знают, как по-биб-

лейски разрешать конфликты. Я колочу кулаками по столу, потому

что думаю, что церковь ничего не предпринимает по этому поводу,

хотя во всякого рода конфликтах впустую тратится огромный потен-

циал, который можно было бы использовать во славу Божью и для

пробуждения церкви и мира вокруг нее.

Позвольте мне сказать, как бы я руководил церковью.

Все, чем бы я ни занимался, вертелось бы вокруг конфликтов.

Во-первых, потому что всю жизнь я только конфликтами и занимался;

во-вторых, потому что конфликты в жизни будут обязательно, от них

никуда не деться; в-третьих, потому что конфликты влияют на отно-

шения между людьми, а эти отношения для Бога очень важны; и

в-четвертых, потому что я считаю, что через конфликты лежит путь

к благовестию и пробуждению.

Если вы не знаете, насколько сильно конфликты воздействуют

на Тело Христово, вот вам цифры: один из пятнадцати американцев

(включая мужчин, женщин и детей) в настоящее время с кем-то су-

дится. Исследования показывают, что и неверующие, и те, кто счи-

тает себя верующими, ведут себя при этом абсолютно одинаково. В

суд христиане обращаются так же часто, как и неверующие. Побесе-

дуйте с верующими, которые в настоящее время с кем-то судятся, и

вы увидите, что они и понятия не имеют, что в Библии, оказывает-

ся, кое-что об этом всем говорится. Поговорите с этими христиана-

ми и вы услышите стандартный набор: злость на соперника, злость и

разочарование во "всей этой системе", потеря иллюзий. Большин-

ство из них пренебрежительно отзываются об адвокатах, судьях и

присяжных. Многие называют судебную систему фарсом (Еф.4:30-31).

Их состояние можно описать тремя словами: "обиженные" - 1-е

Кор.6:7; "истребленные" - Гал.5:15 и "ввергнутые в темницу" -

Мф.5:25. Судиться у нас стало нормальным делом, повседневным за-

нятием, и мы закрыли глаза на то, к чему это приводит.

В принципе-то мы знаем, что Бог не хотел бы, чтобы мы пода-

вали в суд, что Бог хотел бы, чтобы мы со своими спорами обраща-

лись в церковь, мы знаем в принципе, что христиане могут между

собой разобраться, что судебные тяжбы - это такое поражение, что

лучше оставаться обиженными и терпеть лишения, мы знаем, что оби-

жаем других, когда воюем с ними в суде (1-е Кор.6:1-8).

Мы знаем, что можем заискивать перед судьями, присяжными,

законодателями и кем угодно еще, но та справедливость, которой мы

жаждем и ищем, может прийти только от Господа (Пр.29:26).

Мы знаем, что Христос призвал нас сначала стремиться ула-

дить свои конфликты и помириться со всеми, а уже потом идти в

церковь и приносить свои дары (Мф.5:23-24).

Мы знаем, что Христос хочет, чтобы мы это делали, потому что

мы сами были заблудшими овцами, ради которых Он пришел и умер

(Мф.18:12-14), потому что мы несмотря ни на что называем других

"безумными", за что заслуживаем проклятия (Мф.5:22), и потому что

нам прощено то, чего мы не могли бы и надеяться искупить

(Мф.18:21-35).

Мы знаем, что Он показал нам, как следует поступать, когда

мы с кем-то в конфликте (Мф.18:15-20), и что при этом Он сове-

тует нам искать помощи других членов Тела Христова.

Мы знаем, что Он установил такой порядок, потому что хочет

наделить членов Тела дарами (Рим.12:6-8; Еф.4:11; 1-е

Кор.12:4-11), наделить так, как этого хочет Он (1-е Кор.12:18)

для созидания Тела Своего в единстве (Еф.4:12-13; 1-е

Кор.12:12-27), чтобы мир уверовал, что в Нем Бог (Ин.17:19-21),

чтобы примирить мир с Собой и дать примиренным с Собой служение

примирения (2-е
Кор.5:17-20).

Я просто вам оттараторил то, что вы, конечно же, знаете. Мы

все знаем все это. Но почему же мы так не поступаем?

Во-первых, мы отдали вопрос разрешения конфликтов на откуп

миру. Мы провозгласили: "Мы, народ...", а затем перечислили все

то, что в Библии относится исключительно к Божьей компетенции,

включая вопрос правосудия. Поступив таким образом, мы заменили

истинное правосудие его жалким подобием. Мы заменили воссоедине-

ние, примирение и возрождение раздорами и расколами.

Во-вторых, мы сделали из себя борцов-одиночек вместо того,

чтобы носить бремена друг друга.

В-третьих, мы боимся конфликтов и избегаем их, потому что

знаем, что сами грешники, знаем, что в корне наших и чужих кон-

фликтов часто лежит грех, и поэтому чувствуем, что недостойны или

неспособны чего-то требовать от других.

В-четвертых, мы нутром чуем, что путь к миру может потребо-

вать жертв.

Бог просит нас разбираться с конфликтами по Его правилам,

потому что знает, что только в них ключи к пробуждению и благо-

вестию. Почему? Пробуждение почти всегда начинается с исповеда-

ния, покаяния и готовности к прощению. Но то, что делается пуб-

лично, должно сначала быть сделано втайне. Тогда через некоторое

время, поняв, как Бог действует во всем этом процессе, мы сможем

воздать Ему славу. "Втайне" потренироваться в прощении и испове-

дании можно в своих повседневных конфликтах друг с другом.

Только церковь обладает потенциалом для разрешения конфлик-

тов таким образом, чтобы в результате был прославлен Бог и вос-

становлены взаимоотношения между людьми. Закон не может предло-

жить ничего кроме меча (3-я
Царств 3:16-28), и я это знаю прек-

расно. По утрам в понедельник я разделял семьи и посылал людей в

тюрьму, разбирая уголовные дела. После обеда в понедельник я раз-

делял семьи, рассматривая дела о разводе. По вторникам я разде-

лял семьи, рассматривая дела в суде по делам несовершеннолетних.

По средам и четвергам я разделял бизнесменов. По пятницам я отде-

лял одних от других, посылая их в психлечебницы. А в выходные я

плакал.

Я думаю, что Бог плачет, когда видит, как наши конфликты

разделяют нас. Я думаю, что Он будет плакать во время суда у ве-

ликого белого престола.

Бог не просто дал нам указания, как разбираться с конфликта-

ми, Он еще и учебник нам подготовил, в котором разъяснил, как

должна поступать при конфликтах церковь и как - ее пастыри - Дея-

ния 6:1-6. Я смотрю на это место глазами адвоката и вижу, как

здесь снимается конфликт, грозящий перерасти в судебное дело. Я

вижу, как четко здесь расписано, что делать пасторам, руководите-

лям разного ранга и простым членам церкви. Я вижу процесс. Я ви-

жу, как прославляется Господь Иисус и как миру, который внима-

тельно наблюдает за этими странными чудаками, демонстрируется их

единство.

В данном случае истцами были еллинисты, а ответчиками - ев-

реи. Заметьте, что пасторы (апостолы) знали о конфликте, и сами

начали весь процесс. Для меня намек ясен: в числе всего прочего

пастор должен 1) вертеться среди людей, чтобы узнавать их нужды;

и 2) увещевать людей, чтобы они помогали друг другу.

Пойдем дальше. Пасторы действовали. Они не ждали взрыва. Они

не ждали, что кто-то что-то сделает. Они действовали быстро, ре-

шительно и уверенно. Их не волновали должности, зарплата, церков-

ный бюджет, жилищный вопрос или что о них подумают (Мф.6:25-34).

Они созвали "множество учеников" - не всю церковь, а лишь

"учеников". Вертясь среди людей, наверное, они догадывались, кто

отличался мудростью и зрелостью - кто мог понять, принять и осу-

ществить указания Господни, переданные через апостолов.

Потом они определились с тем, что же делать им. Дело было

так. Они сели, посмотрели на учеников и сказали: "Мы в курсе.

Если с этими делами не разобраться, церковь может расколоться.

Все будут шушукаться по углам, перестанут собираться вместе... Вы

понимаете, что в городе станут говорить об Иисусе? Не бывать та-

кому. Мы знаем, что вам хотелось бы, чтобы мы сами разбирались в

этих делах. И не собираемся, потому что это не наше дело. Наше

дело - читать Слово, учить вас, готовить к служению, разъяснять

непонятное и помогать вам узнать свои дары и использовать их в

служении друг другу. А еще мы молиться за вас должны. Мы не офи-

цианты, не душепопечители, не секретарши, не сторожа и т.д. и

т.п. Всем этим занимается Тело Христово".

Эти пасторы знали, что толковые люди у них в церкви есть, и

не боялись, что их обзовут лентяями. Большинство же пасторов, с

которыми мне приходилось беседовать, принимали эту идею на ура,

но потом с глазу на глаз мне доходчиво излагали тысячу причин,

почему У НИХ В ЦЕРКВИ это не получится. Получится, если только

захотеть довериться Богу и попробовать.

У нас, людей, все вверх ногами. У нас на первом месте - на-

ши права и наше добро, у Бога - наши отношения. Все наши мысли -

о структурах и организациях (мы их просто маскируем под названия-

ми "служение" и "церковь"), а Бог их называет вавилонскими башня-

ми. Богу нужно всего лишь, чтобы в конкретное время конкретный

человек исполнил Его волю по отношению к другому конкретному че-

ловеку.

Итак, апостолы отвернулись от ошеломленных учеников и снова

погрузились в чтение. Ученики пошли к людям и объявили: "Нам нуж-

но вам передать то, что сказали апостолы".

И тогда случилось чудо - дьяконов выбирало "все собрание", а

не только лидеры. Вывод для меня ясен - члены Тела Христова

знают, кто на что способен. Хотите убедиться? Раздайте в церкви

листочки с таким текстом: "Представьте, что все люди в мире вы-

мерли и остались только те, кто сейчас сидит в церкви вместе с

вами. Приказали долго жить все пасторы. Никаких миссий, служений

- ничего больше нет. Ваша семья на грани развода (или сын отбил-

ся от рук; или вы забыли, как выглядят деньги; или из судов не

вылезаете или еще что-нибудь). К кому вы обратитесь за помощью?"

Дальше оставьте несколько строчек, куда нужно вписать имена. Со-

берите ответы и посмотрите, кого туда вписали. Вы поразитесь,

насколько тонко люди чувствуют друг друга.

Итак, они выбрали ответственных за раздаяние потребностей, и

- опять чудо! Большинство (евреи) решило положиться на меньшин-

ство (еллинистов). Все семеро выбранных были греками! Конечно же,

теперь конфликт был исчерпан. Вот что мы совсем разучились де-

лать - доверять друг другу в любви. Может быть, этому нужно учить

специально. Может быть, тут дело в том, что мы и Самому Богу-то

не доверяем, что Он все каким-то образом однажды устроит во сла-

ву Свою. Может быть, это поможет разрешать конфликты.

Все, что я пока написал, лишь вступление к тому, что бы я

делал, если бы был пастором. Давайте я вам расскажу, как я буду

поступал бы с первого своего дня в церкви.

Проповеди мои давали бы конкретные библейские советы по кон-

кретным повседневным вопросам. При этом, чтобы было понятнее, я

рассказывал бы кучу примеров - из жизни других людей из других

церквей. А со временем люди сами подсказывали бы мне примеры.

Я начал бы с проповедей о конфликтах, о том, как достичь ми-

ра в семье и как помочь помириться другим. Если бы я чувстовал,

что у меня в разговоре об этом или о чем-то другом не хватает

знаний или мудрости, я бы пригласил специалиста (не обязательно

пастора или профессора) и дал бы слово ему.

Потом, когда первый человек из церкви подошел бы ко мне и

сказал, что у него с кем-то конфликт, мы с женой сразу бы присту-

пили бы к делу. Заметьте, жене я сразу поручаю именно такое дело,

а не музыкальное служение. Еще заметьте, что с самого начала нас

"двое или больше". Заметьте также, что мужчина не будет беседо-

вать с женщиной и наоборот. И наконец, учтите, что как только я

начал помогать кому-то, я не начну помогать другому, не разобрав-

шись с проблемами первого.

В ходе первой беседы я постарался бы показать человеку себя

со всеми своими прыщами и всякой всячиной (а такого добра у меня

навалом!). Мне нужно, чтобы он себя передо мной вывернул наизнан-

ку, поэтому сначала нужно вывернуться наизнанку самому. Потом я

постарался бы вызвать собеседника на откровенность. Если загово-

рит, я буду слушать и попытаюсь уловить: 1) его настроение; 2)

его чувства; 3) суть конфликта по схеме Мф.5:22-26, Мф.18:12-35 и

1-е
Кор.6:1-8; и 4) к кому человек уже обращался, кому доверяет и

с чьим мнением считается.

Я поглощал бы все, что человек на меня выплеснул (созна-

тельно и подсознательно), и пропускал бы это в молитве через

фильтр образа Божьего внутри себя, фильтр своего знания Библии и

фильтр Духа Святого, внимательно прислушиваясь к этому духовному

камертону. Любой диссонанс я сразу же отмечал бы, чтобы потом

настраивать именно эту струну.

Я поддержал бы собеседника в том, что он делает правильно, и

в том, на что он смотрит правильно. Но там, где он не прав, я бы

его пока не трогал - не те еще у нас отношения. Я попробовал бы

деликатно что-то ему зачитать из Слова Божьего (2-е Тим.3:16-17),

что могло бы его направить на верный путь. Я проявлял бы опти-

мизм, помолился бы в конце беседы и дал бы задание на дом.

В следующий раз мы встретились бы не позже, чем через три

дня. На этот раз я постарался бы свести вместе всех тех, с кем он

уже беседовал ("душепопечителей"), потому что нам нужно было бы

свериться, в одном ли направлении ведем мы человека. Я попросил

бы его не встречаться с этими другими людьми, пока мы не соберем-

ся вместе, потому что очень опасно получать противоречивые сове-

ты, которые тянут тебя в разные стороны. Я спросил бы у него, кто

еще в церкви, по его мнению, мог бы нам помочь.

На этот раз я дал бы человеку понять, что если он на что-то

еще надеется, ему обязательно нужно согласиться на встречу с ду-

шепопечителями и людьми из церкви. Иначе я успеха не обещал бы. Я

пытался бы создать такую ситуацию, чтобы вытянуть человека на оч-

ную встречу, а не просто поговорить по телефону, и чтобы на этой

встрече было не меньше двух человек (Пр.11:14; Иак.5:14).

На следующей встрече, опять же не позже, чем через три дня,

присутствовали бы мой подопечный, я с женой, как можно больше ду-

шепопечителей и хотя бы один член церкви (если, конечно же, один

из душепопечителей уже не является членом церкви). Теперь я буду

постепенно учить подопечного, что нужно делать ему, а душепопечи-

телей - чем могут помочь они (и чем навредить). Я надеялся бы,

что со временем душепопечители смогут справляться с этой задачей

самостоятельно - без меня и без моей жены.

Итак, мы уходим в тень. Душепопечители могут в любой момент

обратиться к нам за помощью, а подопечный - нет. Мы с женой начи-

наем помогать кому-то еще, и все повторяется снова. Как минимум

раз в месяц я проводил бы собрание всех душепопечителей для обме-

на опытом.

Когда на это собрание начнут приходить около 15 человек, я

уйду и поручу кому-нибудь из них руководить всем этим (нет, лиде-

ра я выбирать не буду; с этим неплохо справится и Бог).

Рано или поздно кто-то из консультируемых или душепопечите-

лей увидит, что Бог в его жизни совершил что-то необычное, и за-

хочет рассказать об этом церкви - это будет мое первое свиде-

тельство!

А чем же еще заниматься мне, кроме как читать, учиться и

проповедовать? Я соберу малые группы из членов церкви (мужчин) -

человек по 5 в группе, на каждый из пяти будних дней. Я буду пы-

таться научить их, как жить христианской жизнью во всем, что де-

лаешь и со всеми, с кем сталкиваешься. Моя жена могла бы иметь

пять точно таких же женских групп и заниматься тем же, чем и я. Я

также каждую неделю встречался бы с тремя-пятью людьми, которых

выбрал бы сам, некоторых из церкви, некоторых не из церкви, что-

бы быть им подотчетным. (Церковь должна знать, кто эти люди, что-

бы в случае, если кто-то против меня что-нибудь имеет, он бы

знал, к кому идти.)

Наконец, одного я не должен допустить ни в коем случае. Я не

должен превратиться в протестанского исповедника. Если вы мне

что-то о ком-то скажете, просто так, между прочим, я вас оборву

сразу, на полуслове. Я узнаю у вас, сделали ли вы то, что сказа-

но в Мф.18:15-16 или Мф.5:23-24. Если нет, я вам объясню, что там

сказано, объясню, что вам нужно пойти и попросить прощения за

сплетни, и скажу, что проверю.

Ну вот, теперь вы знаете, что я думаю. Добавлю только: сла-

ва Богу, что у меня нет церкви!

Уильям Д. Бонтрейгер

1710 C.R. 121

Hesperus, CO. 81137

USA


[1][1]A*.FRM*.MAC
<
Б