HomeWritingsServicesAbout MeContact

 

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МИРОТВОРЦЕМ

Что говорит Библия по поводу конфликтов

Поскольку мы, христиане, - "глиняные сосуды" (2 Кор.4:7),

которые Иисус Христос использует для служения, Он нам посылает

людей, которым мы должны служить. А эти люди частенько находятся

в явных конфликтах - или с кем-то судятся, или просто ругаются,

или и то и другое вместе. И с такими склочниками мы предпочитаем

не связываться. Во-первых, почему? А во-вторых, как нужно с ними

связываться?

Я всю жизнь занимался конфликтами - 10 лет адвокатом, 5 лет

судьей, а с 1982 года служителем примирения. (Если хотите знать

больше, прочитайте 16-ю главу книги "Любить Бога" Чарльза Колсо-

на). Я молюсь, чтобы мои размышления помогли вам быть готовыми

помочь людям, находящимся в конфликте, и чтобы ваше служение им

было более эффективным.

Одна из причин, по которой мы не помогаем таким людям, - наш

страх. Мы боимся конфликтов и считаем, что любой конфликт - это

плохо. А конфликт - это не хорошо или плохо, это просто неизбеж-

но. Но то, как мы поступаем в случае конфликта, может быть или

хорошо или плохо для нас или других.

Конфликты бывают разные: 1) личные - например, семейные; 2)

деловые - начальник и подчиненный; 3) общественные - соседский

пес нагадил у вас во дворе; 4) внутрицерковные - Деян.15; 5) кон-

фликты с самим собой - страх, беспокойство, отрицательная самоо-

ценка; 6) конфликты с Богом - грех; и 7) любое сочетание вышепе-

речисленных конфликтов.

Конфликт может быть по поводу: а) фактов - ты что-то сделал,

а я не сделал; б) методов - ты должен, я не должен; и в) целей -

мир или победа. Мы можем конфликтовать даже по поводу того, как

нужно разрешать конфликты - у каждого свой девиз: "главное - по-

беда", "не раскачивайте лодку", "избегайте конфликтов", "ищите

компромисса", или "говорите истину с любовью с надеждой на улуч-

шение отношений".

Мы, христиане, должны всю свою жизнь подчинять Господу Хрис-

ту и конфликты в том числе. Если Он вообще Господь, Он должен

быть Господом вообще всего, включая конфликты. Если мы будем ула-

живать конфликты по Слову Его, то Ему достанется слава, нам - мир

с ближними нашими, Телу Христову - большее единство, а тем, кто

за нами наблюдает, - положительное свидетельство о Христе. Если

же мы будем улаживать конфликты так, как их улаживает мир, прои-

зойдет прямо противоположное.

Вторая причина, почему мы не помогаем другим, заключается в

том, что мы знаем о собственной греховности, знаем, что сами де-

лаем то, чего не хотим, и не делаем того, что нужно делать

(Рим.7:15,19). Поэтому мы чувствуем, что недостойны что-то указы-

вать другим, когда они в конфликте.

Третья причина заключается в том, что у нас в США перепору-

чили вопрос разрешения конфликтов профессионалам - юристам и сис-

теме юриспруденции, профессиональным консультантам и пасторам.

Четвертая причина в том, что нас научили крайне эгоистично-

му, жесткому, суровому отношению к жизни. Так, мол, жили пионеры

на Диком Западе. Мне неприятно вам об этом говорить, но с самых

крутых эгоистов на Западе снимали скальпы. А те, кто выживали,

все вместе строили форты, где все вместе могли отразить нападение.

Пятая причина в том, что мы боимся не справиться с функция-

ми миротворца и стать объектом насмешек. Но наша функция не в

том, чтобы "творить" мир из ничего. Мир в нашем случае - это из-

менение человека изнутри. Это может сделать только Бог. Но гре-

ческое слово, означающее "творить", можно перевести также как

"делать", "действовать", "представлять", "предлагать" и "нести" -

а все это мы по отношению друг к другу сделать можем. Поэтому ус-

пех или неудачу нашей миротворческой функции можно определить

только по степени верности Божьим требованиям к нашей жизни в

данный момент, а то, что из этих наших действий получится, оцени-

вать не нужно!

И то, что кто-то нас отвергнет, - мелочи по сравнению с тем,

что Бог вселенной принял нас, воскресил со Христом, посадил на

небесах во Христе Иисусе (Еф.2:6) и поставил нас на различные де-

ла (Еф.4:11). Нам уже не нужно бояться того, чего боится мир -

что тебя отвергнут или ты потерпишь неудачу!

Шестая причина, по которой мы не помогаем другим, заключает-

ся в том, что мы не знаем, что нам советует по поводу конфликтов

Библия. Бог избирает не путь войны, пусть даже войны всего лишь в

суде (1 Кор.6:1-8) - на которой можно проиграть (ст.7); на кото-

рой оскорбляют Святого Духа (Еф.4:30-31); обижают и обманывают

других (ст.8); угрызают, и съедают, и сами бывают истреблены

(Гал.5:15), а то и вовсе оказываются в темнице (Мф.5:25-26).

Божий путь - говорить истину (Мф.5:23-24; Мф.18:15а) с лю-

бовью грешникам и заблудшим овцам, ради которых Христос оставил

небеса и пришел их искать (Мф.5:22; Мф.18:12-14; Мф.18:21-35),

чтобы с ними примириться и восстановить нормальные отношения, а

не чтобы их победить (Мф.18:15б). При необходимости Бог на этом

пути прибегает к помощи церкви (Мф.18:16-17а; 1 Кор.6:1,5).

Бог использует на этом пути Тело Христово, каждого члена ко-

торого Он поместил там, где Ему нужно (1 Кор.12:18), поскольку Он

дал каждому дары для служения (Рим.12:6-8; 1 Кор.12:4-11;

Еф.4:11), для созидания друг друга в единое целое (Еф.4:12-13),

чтобы своим единством сказать миру, что путь ко спасению в Хрис-

те (Ин.17:19-21).

Наконец, Божий путь для непосредственных участников конфлик-

та и тех, кто пытается им помочь, - это отказаться от своих прав,

своего положения, имущества и самой жизни (Флп.2:3-8) и нести

бремена друг друга (Гал.6:1-2), включая бремена тех, кто нас оби-

жает (Рим.5:6-8).

Теперь допустим, что вы убеждены, что помогать конфликтую-

щим нужно, вы знаете, что такая попытка может быть рискованна,

принести разочарование, дорого обойтись и может причинить вам

боль, вы знаете, что сами ничего не сможете, но что Христос, жи-

вущий в вас, если вы Ему позволите вами руководить вами и направ-

лять ваши слова и действия, даст вам возможность сделать то, что

требуется. Допустим также, что вы, хоть и внутренне трепеща, но

готовы к такой попытке.

Тут мы подходим ко второму вопросу: как помогать тем, кто в

конфликте с другими?

Сначала нужно слиться с жизнью человека и, приблизившись,

пойти вместе с ним по пыльной тропе смятения, пока мы не достиг-

нем такого уровня отношений, при котором он сможет делиться с на-

ми своей болью (Лк.24:13-16). Необходимо наше "терпеливое присут-

ствие". Для этого, может быть, придется много с ним посидеть и

много выпить кофе, или поработать в саду, или походить на рыбал-

ку, или чем-то еще позаниматься.

Один человек, который бросил пить, снова сорвался. Он был

твердо намерен развестись, чтобы его жена могла быть счастлива.

Он играл в церковной команде по софтболу. Один из членов команды,

который раньше тоже имел проблемы с алкоголем, звонил этому чело-

веку каждый вечер и пытался снова выманить его на бейсбольную

площадку. Каждый вечер, несмотря на то, что его бывший товарищ по

команде отказывался выйти из дома, "миротворец", вместо того,

чтобы пойти играть, сидел в машине на улице перед домом друга,

проводя время в молитве и размышлении. Через две недели товарищ

вышел, пошел играть в софтбол, и жизнь его начала налаживаться.

Разговорить человека помогут простые невинные вопросы

(Лк.24:17-19). Не нужно корчить из себя следователя и изощряться

в пытках. Не нужно что-то из человека выдавливать, просто предос-

тавьте ему возможность, и он сам выплеснет вам все, что у него

наболело (Лк.24:19-24). А когда он начнет говорить, не перебивай-

те. Если говорит, будьте активным слушателем, не забывая постоян-

но молиться о мудрости и этой мудрости ожидая. Тут важно быть от-

крытым, так как ваше знание и понимание ситуации будут тем

большими, чем больше информации вы получите. Но учтите, что соби-

рать, анализировать и истолковывать информацию аккуратненько, по

порядочку у вас не получится, все это будет происходить кусками и

рывками. Не забывайте, что не ваше дело судить кого-либо - ни то-

го, с кем вы говорите, ни того, о ком вы говорите. Но и быть ней-

тральным, беспристрастным, сторонним наблюдателем вам нельзя; вы

- посланник Христа. Поощряйте правильные поступки и правильные

намерения, но, по крайней мере вначале, воздерживайтесь от крити-

ки неправильных поступков и намерений (что не значит не учить

поступкам и намерениям правильным). Всему этому свое время, по-

том, когда он вам все выложит и вы почувствуете, что достигнута

та степень доверия, при которой можно начинать служение. И нако-

нец, слушайте не для того, чтобы просто узнать фактическую сторо-

ну конфликта, а чтобы через факты узнать, как человек настроен по

отношению к своему "сопернику" в конфликте, кто ему помогает в

конфликте (а это все те, кому он об этом конфликте рассказывал),

кто пользуется уважением "соперника" и кого он мог бы послушать,

а также в чем человек нарушил или не нарушил изложенный нам Гос-

подом процесс улаживания конфликтов (Мф.5:23-26 и Мф.18:12-35).

Что такое "различение"? Для меня это не более, чем просто

все слышать и видеть и сверять со своим знанием и пониманием Бо-

га, Библии, Иисуса Христа, жизни вообще и своего опыта и чувств в

частности. Когда я это делаю, я настороже в ожидании диссонанса -

чего-то такого, что не стыкуется с истиной. При звуках диссонан-

са я знаю, что Бог хочет, чтобы я занялся именно этой конкретной

нестыковкой.

Наконец, вам нужно выслушать внимательно, кто именно учас-

твует в конфликте, какие имеет претензии, каковы причины конфлик-

та, какие налицо факты, в чем суть конфликта, что говорит закон,

что думают стороны о методах разрешения конфликта и какой про-

цесс или процедуру нужно при его разрешении использовать. Вы дол-

жны понять, что нужно учитывать и разрешать как юридическую, так

и библейскую сторону конфликта. Если мы разберемся только с юри-

дической стороной, то недостаток внимания к духовной сути кон-

фликта не даст нам избавиться от уз конфликта; если же мы будем

заниматься только духовными вопросами, то не сможем восстановить

справедливость практически, реально.

Итак, человек все рассказал, необходимое доверие между вами

есть, можно начинать служение. Вопрос: как? Нужно дать возмож-

ность Иисусу Христу нести служение непосредственно из Писания,

поскольку только Он может ответить на каждую нужду. При этом вы

можете прибегать к своему личному опыту в той части, где этот

опыт дал вам возможность лучше понять Христа и Библию

(Лк.24:26-27).

Вы говорите о своей жизни, потому что теперь вы пастырь, ко-

торый должен привести человека к истине, пониманию и позитивным

действиям. Вы не должны быть таким пастырем, который гонит овец

перед собой, пользуясь Библией как палкой и подымая страшный шум

(1 Кор.13:1). Ваше место впереди, перед овцами, потому что вы уже

были там, куда идете и знаете дорогу.

Вы даете слово Писанию, потому что оно полезно для научения

(2 Тим.3:16-17). В этой связи интересно отметить, что слово "сви-

детели" в Мф.18:16 на греческом языке означает не "свидетель,

подтверждающий факты", а скорее "свидетель rhema (т.е. живого и

действенного Слова Божьего)", которое каждой стороне жизненно

важно услышать именно в этот момент. Ваши слова истины, посеян-

ные в мире (Иак.3:18) вами как сеятелем (Мф.13:3-8), могут под

действием обличающей силы Духа Святого позволить человеку обрес-

ти мир.

Вы должны объяснить человеку, что конфликт нужно предать в

руки Господа Христа. Вы должны разъяснить ему, как по-библейски

разрешать конфликты. Вы должны назвать своими именами сплетни и

клевету, неправильные суждения, намерения или действия. Вы дол-

жны обнадежить, поддержать человека и раскрыть его глаза. Пос-

тавьте перед ним конкретную задачу, помогите, чем необходимо, ес-

ли нужно, привлеките на помощь других. Рассказывая о своей соб-

ственной жизни - как удачах, так и неудачах - подстегивайте чело-

века к риску - пусть рискнет любить, исповедаться, простить. Вы

должны своим поведением показать, что Бог принимает грешников, не

умалчивая об их греховных поступках и том зле, которое они причи-

нили. Вы должны продемонстрировать образец сострадания, понима-

ния, самоотверженности, готовности прийти на помощь и деликатнос-

ти.

Вы должны пытаться подвести человека к желанию исповедовать

свои грехи перед "соперником" независимо от того, чем он рискует,

простить своего "соперника" и сообщить об этом ему (Иак.5:16).

Исповедать грехи - значит сказать: "Я согрешил против тебя в

том-то и том-то (конкретно). Мне нужно попросить у тебя

прощения". В исповедании слова "но" быть не может. Исповедание

необходимо для внутреннего очищения, для того, чтобы Бог был с

нами и чтобы мы могли устоять перед своими врагами

(Иис.Н.7:12-13).

Мы должны прощать еще и потому, что иначе будем отданы истя-

зателям (Мф.18:34-35), и для того, чтобы самим испытать и ощу-

тить, как Бог прощает нас самих (Мф.6:14-15). Сказать другому че-

ловеку о том, что мы его прощаем, - значит просто посмотреть ему

в глаза и произнести: "Вот что я имею против тебя. Я прощаю тебя

без всяких условий. Больше никогда об этом я говорить с тобой не

буду. С другими говорить об этом я буду только в твоем присут-

ствии. Если я об этом снова вспомню, я отгоню от себя эти мысли,

чтобы снова не обозлиться и не повредить моим отношениям с тобой.

Я не хочу, чтобы это было камнем преткновения в наших отношениях".

Говоря обо всем этом, вы помогаете человеку встретиться со

своим "соперником" и спокойно между собой поговорить, чтобы Хрис-

тос мог каждому положить на сердце то, чего Он хочет от них для

совместного исправления причиненного зла.

В то время, как вы занимаетесь со стороной "А" и видите кон-

кретные плоды, вам также следует обратиться к другому участнику

конфликта, чтобы тот начал подумывать о примирении и улаживании

конфликта и что-то для этого делать. Встретьтесь с этим челове-

ком лично у него дома, чтобы в этой встрече ощущалось присут-

ствие Христа (если его искать на работе, человек может забеспо-

коиться). Скажите ему, кто вы такой (не забудьте добавить, что вы

христианин) и почему вы этим делом занялись, приведите места из

Писания, которые призывают нас разрешать свои конфликты, не дово-

дя дело до суда. Объясните ему, что вы не судья и не занимаете в

данном конфликте ничью сторону. Расскажите обо всех положи-

тельных переменах в состоянии "А". Посоветуйте не убегать от кон-

фликта, а приостановить судебную тяжбу и подумать насчет встречи

для разговора с "соперником". Скажите, что вы хотели бы встре-

титься с ним еще раз и опять поговорить об этом деле в присут-

ствии его адвоката или любого другого человека, которого он ува-

жает.

Может быть, все это не сработает. Если "А" готов к какому бы

то ни было исповеданию и к какой бы то ни было степени прощения,

помогите ему изложить это в письме. Через несколько дней

встретьтесь с "Б" на случай, если он все-таки изменил свое реше-

ние и не прочь встретиться с "А". Если же и это не поможет, поп-

робуйте узнать, в какую церковь ходит "Б", если он, конечно же, в

какую-нибудь церковь ходит. Да-да, может быть вам придется в вос-

кресенье утром выследить его! Когда узнаете насчет церкви, попро-

буйте встретиться с пастором. При встрече расскажите ему, кто вы

такой, почему вы хотели с ним встретиться, и спросите, не хочет

ли он поговорить с членом своей церкви насчет того, чтобы тот по-

говорил с вашим другом в присутствии членов обеих церквей. Объяс-

ните, как вам удалось помочь своему другу, и выскажите предполо-

жение, что, может быть, и члену его церкви нужно помочь перед

этой встречей, чтобы он был готов беседовать в духе любви. Не

раскрывайте деталей конфликта, потому что это уже будут сплетни и

слухи.

Допустим, что такой подход себя оправдает и стороны действи-

тельно впервые встречаются в вашем и еще чьем-то присутствии.

Начните встречу с молитвы, с обещания верности Христу, с хлебоп-

реломления или свидетельства. Задайте такой тон беседы, который

напоминал бы, что на небесах нас ждет другой стол и Бог не хочет,

чтобы мы сидели за тем столом, сверкая друг на друга гневными

взорами. Потом предоставьте каждой стороне возможность изложить

свои претензии к другой, при этом исповедуя свои грехи и изъяв-

ляя готовность к прощению. Если, когда они закончат, вы увидите,

что что-то осталось недоговоренным, помогите договорить.

Если ситуация начнет выходить из-под контроля, сделайте пе-

рерыв. Разведите стороны, чтобы побеседовать с каждым по от-

дельности. Не обличайте одного в присутствии другого, потому что

это заставит его занять оборону.

Потом подведите итог сказанному. Если вопросов несколько,

договоритесь, какие нужно обсуждать сейчас, а какие стоит отло-

жить на потом. Подчеркните сделанные исповедания и высказанное

прощение. Отмечайте каждую победу сразу же после этой победы. По-

том попросите стороны поделиться своими мнениями, что нужно сде-

лать, чтобы разрешить спор. Пусть говорят они, не надо вам пред-

лагать варианты.

Наконец, во всеуслышание объявите о примирении и восстанов-

лении нормальных отношений между участниками конфликта. Может

быть, они засвидетельствуют об этом вместе в обеих церквях. А мо-

жет быть, просто вместе пойдут на рыбалку.

Эти торжественные акценты необходимы для того, чтобы состоя-

лось пробуждение в жизни участников конфликта, миротворцев и

всех, кто услышит о том, что соделал Господь. Для этого Он и про-

сил нас помогать друг другу в наших конфликтах. Жизнь любого че-

ловека, который стал свидетелем этого процесса, может измениться

в лучшую сторону, даже если не произошло примирения или разреше-

ния конфликта.

Хотите помочь тем, кому ваша помощь нужна? Когда вам была

нужна помощь, Бог вам помог.

Уильям Д. Бонтрейгер

1710 C.R. 121

Hesperus, CO. 81326

USA


+5дPд[1]A*.FRM*.MAC
<Б