HomeWritingsServicesAbout MeContact

           РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

             Что говорит Библия по поводу конфликтов

     Точно так же, как между собой  конфликтуют  отдельные  люди,

конфликтуют между собой и группы людей,  разделяясь  на  группки.

Это происходит даже в христианских организациях и церквях!

     Я хочу рассмотреть роль руководителей в конфликтах в  церкви

или христианской организации.  К  руководителям  здесь  относятся

пасторы, дьяконы, старейшины, пресвитеры, члены братского совета,

директора и т.д.

     Я 12 лет занимался юридической практикой, 5 лет был  судьей,

а с 1982 года пытался понять, что такое  служение  примирения  (2

Кор.5:17-20), и действовать в качестве служителя примирения.  Са-

мыми различными способами я пытаюсь научить людей, находящихся  с

кем-то в конфликте, как практически разрешать конфликты  в  соот-

ветствии с Божьими указаниями. Если хотите больше узнать  о  моем

прошлом, прочитайте 16-ю главу книги "любить Бога" Чарльза Колсо-

на.

     Первая обязанность руководителя - научить людей  Божьим  пу-

тям разрешения конфликтов (Мф.5:22; 18:12-35) и объяснить,  поче-

му именно так нужно конфликты улаживать. Иначе  "истреблен  будет

народ... за недостаток ведения".

     Во-вторых, руководитель  должен  меньше  слушать  других,  а

больше разговаривать с самими конфликтующими. Люди мимоходом под-

брасывают свои мнения в уши руководителей, но Библия  утверждает,

что это сплетни. Сплетня - это поступок, не стыкующийся с  Божьим

путем разрешения конфликтов и прямо ему противоречащий. В  сплет-

нях надо человека немедленно, но с  любовью,  обличать,  а  потом

объяснять ему, как Господь советует нам подходить к подобной  си-

туации.

     В-третьих, когда руководитель слышит такую  "сплетенку",  он

должен попытаться свести того, кто это сказал, с тем, о  ком  это

сказано. Руководитель не должен становиться следователем и  бесе-

довать с другими людьми, чтобы выяснить, что здесь правда, а  что

не очень. Такое "следствие" только подливает масла в огонь и зак-

рывает бревнами глаза как тех, против кого ведется следствие, так

и тех, кто это следствие ведет. Нужно просто свести людей лицом к

лицу.

     В-четвертых, когда руководитель видит, что между кем-то воз-

ник конфликт, ему нужно свести две стороны вместе и не  разводить

до тех пор, пока с его помощью они не найдут тех, кого Бог  хочет

в этом деле использовать как свидетелей (Мф.18:16). На этой  ста-

дии руководителю не следует прислушиваться к высказанным  обвине-

ниям, потому что его в таком случае будут воспринимать как судью,

а не как искренне заинтересованного в разрешении конфликта друга.

Руководителю также не следует пытаться заставить стороны  повино-

ваться какому-то решению, пока не произошло  то,  что  описано  в

Мф.18:16.

     Когда руководитель встречается с людьми, находящимися в кон-

фликте, чтобы объяснить им, что нужно делать,  очень  важно,  что

именно он им говорит. Не говорите: "Мы поможем  вам  уладить  это

дело" или "Мы будем посредниками в этом конфликте". На свой  язык

люди переведут ваши слова как: "Договаривайтесь и идите  на  ком-

промисс". Но они-то считают, что ничего  плохого  не  сделали,  и

поэтому откажутся обсуждать конфликт с другой стороной. От  руко-

водителя требуется всего лишь, чтобы он свел обе стороны вместе в

присутствии "свидетелей" (Мф.18:16).

     "Свидетели" в данном случае не те, кто что-то видел или слы-

шал, а те, кто свидетельствует об истинах Божьих. Свидетели  выс-

лушивают стороны, то ли по отдельности, то ли обе стороны  вместе

и задают им вопросы, чтобы выяснить то, что  интересует  Господа.

Потом свидетели удаляются с той информацией, которую получили,  и

вместе исследуют Писание и ищут воли Божьей. Нужно, чтобы  свиде-

телей было несколько, потому что каждый услышит  что-то  свое,  у

каждого свои дары и свой житейский опыт, через которые фильтрует-

ся услышанное, но они могут достичь единства  в  своих  рассужде-

ниях, если будут его искать от Господа. Слушая, они  узнают,  ка-

кие истины жизненно необходимо сторонам конфликта услышать  имен-

но сейчас - насчет того, что кто-то сделал, чего кто-то  не  сде-

лал, как кто-то к кому-то относится, что чувствует и  т.д.  Потом

свидетели изрекают конфликтующим Слово Божье, "rhema"  (Мф.18:16)

- слово, истину и свет - каждому отдельно, затем отходят  в  сто-

ронку и ждут. "Слово" падает на почву сердец тех, кто  между  со-

бой в ссоре.

     Может случиться разное. 1) Оно может упасть на  дорогу,  где

его затопчут или птицы склюют. Конфликт никуда не денется. 2) Оно

может упасть на каменистую почву, взойти, но при первой же  засу-

хе завянуть. Может быть, в таком случае, слишком рано ушли в сто-

рону свидетели. Может быть им следовало полить  семя  побольше  -

словами или делами (Лк.24:28-30). 3) Оно может упасть в терние, и

сорняки заглушат его. Может быть нам нужно было  жертвенно  нести

чье-то бремя, и этим бы мы выпололи сорняки и дали ростку взойти.

В этом случае свидетелям возможно также нужно какое-то время уде-

лить не разговорам, а практическому установлению мира. 4) Оно мо-

жет упасть на добрую почву в сердце одной из сторон.  Тогда  этот

человек исполнит то, что Господь требует от него (это не  значит,

что свидетели должны его уговаривать или даже подталкивать к пра-

вильным действиям, но признать, что он  поступил  правильно,  они

просто обязаны). Не путайте, кто принес мир  одной  из  сторон  в

данном случае - не свидетели, а Бог. 5) Оно может упасть на  доб-

рую почву в обоих сердцах.  Если  случится  именно  так,  то  они

встретятся в духе смирения перед Господом и решат, что же  делать

с конфликтом. Например, они могут  попросить  кого-нибудь  рассу-

дить их, а сами в это время займутся более важным делом, к приме-

ру, сыграют вместе в гольф. Опять же, не путайте: Бог уладил кон-

фликт и был посредником, а не свидетели. 6) Оно  может  упасть  и

лежать, не всходя, годами, а потом принесет плод, которого свиде-

телям даже и не придется видеть.

     В первом, втором, третьем и четвертом случаях свидетели  мо-

гут отряхнуть прах или "сказать церкви". В четвертом и пятом сви-

детели аплодируют; в других - рыдают. Во всех  же  случаях  славу

получает Бог, потому что кто-то поступил так, как Он того  желает

- то ли свидетели, то ли стороны конфликта.

     В-пятых, бывает так, что  руководитель  должен  предупредить

церковь или организацию о том, что в ней есть склочники и  интри-

ганы.  Но  для  этого  нужно  пройти  все  этапы,  изложенные   в

Мф.18:15-20, и убедиться, что этот самый склочник и интриган  от-

казывается успокоиться и подчиниться руководству. Я не думаю, что

стоит изгонять этого человека; просто скажите о нем людям и посо-

ветуйте им не прислушиваться к его ворчанию  и  жалобам.  Есть  с

другими, ходить с ними на рыбалку и иметь иного рода общение этим

людям можно.

     В-шестых, руководитель может ощутить в себе пророческий  дар

и дерзновенно провозгласить Слово Божье конфликтующим людям.

     В-седьмых, он может начать  собирать  информацию  от  членов

церкви или организации о них самих - движущих ими мотивах, их да-

рах, талантах и житейском опыте (о долинах смертной  тени,  через

которые они прошли и на которые могут теперь  оглянуться  и  уви-

деть, что и там Христос был с ними, а сейчас они  могут  сойти  в

эти долины с другими и быть для них Христом), чтобы выбрать  под-

ходящих свидетелей для конкретного конфликта.

     В-восьмых, он может установить систему, при которой  люди  в

церкви в случае конфликта (независимо от его сути и  от  того,  с

кем у них конфликт) могут к кому-то прийти и получить мудрый  со-

вет и практическую помощь.

     В-девятых, руководитель может поразмыслить над  сутью  поня-

тия "конфиденциальность". Конфиденциальность ни в коем случае  не

должна мешать обличению во грехе, на которое делается упор в про-

цессе, изложенном в Мф.18:15-20. Она также не должна мешать сооб-

щить о преступлении  в  государственные  структуры  на  основании

Рим.13:1-7, если библейское обличение не принесет никакого плода.

Не должна конфиденциальность препятствовать и помощи  нуждающимся

(Мф.10).

     В-десятых, он может подтвердить правоту  Божьего  пути  тем,

как он будет улаживать свои собственные конфликты и те конфликты,

с которыми к нему приходят люди.  Классическое  место  для  того,

чтобы приобрести практику в разборе таких конфликтов - это  брат-

ский совет или совет организации. Обычно такие советы  начинаются

с вопроса о том, как что-то сделать. Но очень скоро разговор  пе-

реходит на личности. Тут кому-то нужно  объявить  тайм-аут,  ука-

зать на то, что вопросы повестки дня ушли в тень, а  на  передний

план вышли личности, и попробовать вернуться к сути вопроса.  Та-

кое может случиться даже несколько раз за  одно  собрание.  Тогда

кому-то нужно взять на себя инициативу  проследить,  чтобы  всем,

даже молчунам, была предоставлена возможность высказаться.  Когда

один и тот же вопрос будет повторен в третий раз,  кому-то  нужно

сказать: "Стоп!", повторить основные предложения, проверить,  все

ли было услышано, и спросить, нет ли у кого-нибудь чего-то еще по

сути вопроса. Другими словами, в обсуждении нужно поставить  точ-

ку. Как только дискуссия закончится, нужно обсудить, стоит ли  по

данному вопросу во что бы то ни стало добиваться единодушия,  или

каждый может оставаться при своем мнении. В  какой  цвет  красить

помещение для детей - вопрос, не требующий  единодушия,  так  что

здесь можно голосовать. Те, кто проиграет, должны научиться снис-

ходить с любовью к тем, кто выиграет. Но если вопрос требует еди-

нодушия, сначала нужно определить: 1) нужно ли принимать  решение

сегодня и 2) не может ли Писание натолкнуть нас на правильное ре-

шение. Если решение срочно не требуется или  если  Писание  может

помочь, отложите вопрос до следующей встречи, чтобы все пришли во

всеоружии, исследовав, что говорит по  данному  вопросу  Писание.

Если же время здесь играет важную роль, проведите тайное  голосо-

вание, огласите результаты, а потом  объявите  перерыв,  обратив-

шись к меньшинству с предложением лично каждому определить,  смо-

гут ли они смириться с любовью со своей неудачей. После  перерыва

снова проголосуйте - если хоть один человек против, отложите  ре-

шение вопроса до следующего собрания. Желание  быстрее  разрешить

вопрос должно уступить желанию сохранить единство Духа.  Наконец,

кому-то нужно в конце каждого собрания убедиться, что каждый  мо-

жет обняться с каждым и назавтра пойти с ним на рыбалку. Если это

не так, все встают на колени, лицом в сторону друг  от  друга,  и

молятся - в таком положении разбрасывать камни не очень-то удобно!

     В-одиннадцатых, руководитель может запланировать  регулярные

собрания всех желающих для обсуждения любых наболевших  вопросов.

Да, эти собрания могут превратиться в сплошное ворчание, они  мо-

гут грозить церкви или организации  расколом,  но  можно  заранее

кое-что предпринять и кое-что разъяснить всем.  Заранее  нужно  в

первую очередь выбрать ведущего собрание, который сможет  сделать

все то, о чем я рассказал выше. До сведения всех  нужно  довести,

что собрания эти проводятся не для голосования и не  для  дискус-

сий. Во-вторых, если кто-то скажет: "В церкви есть такая  нужда",

нужно, чтобы человек имел в виду следующее: "У меня была такая же

проблема, Христос и Его Церковь помогли мне ее разрешить, и я хо-

чу, чтобы и другие испытали то же, что и я".  Такие  слова  могут

дать толчок целому новому служению в церкви, которым будет  руко-

водить этот человек! В-третьих, если поднят  вопрос,  на  который

Писание уже давно дало ответ, его рассмотрение можно перенести на

более поздний срок, до которого нужно провести  библейские  заня-

тия по данной теме для интересующихся. Потом вопрос  можно  снова

поднимать на одном из этих собраний. Руководителю нужно  избегать

собраний-проповедей, пока люди сами не  исследуют  Писание  и  не

выплеснут свои эмоции по тому или иному вопросу в меньших группах.

     В-двенадцатых, руководитель должен твердо  знать,  что  всем

управляет Бог, истинно верить, что все, что нужно, даст Бог, а не

люди или их пожертвования. Если этого не будет,  руководители  не

смогут руководить, потому что они не смогут говорить откровенно и

уверенно, а будут бояться потерять зарплату.

     В-тринадцатых, от руководителя будет требоваться  в  некото-

рых случаях, когда правильный подход никак не удастся провести  в

жизнь, с любовью принять дисциплинарные меры (1 Кор.5), не  забы-

вая о том, что с человеком, к которому эти меры применены,  необ-

ходимо постоянно поддерживать контакт, предлагая ему любовь, что-

бы не дать ему погибнуть (2 Кор.2:6-8).

     И наконец, бывает и так, что руководителю приходится уйти  -

положить свою жизнь за овец. Наш Господь, наш Руководитель так  и

поступил. Мне пришлось повидать многих христиан, которых конфлик-

ты разбивали в пух и прах, но мне также  доводилось  видеть,  что

если руководители руководят, люди рвутся в бой (Суд.5:2).

Уильям Л. Бонтрейгер

1710 C.R. 121

Hesperus, CO. 81326

USA