HomeWritingsServicesAbout MeContact

            МОЖНО ЛИ НАМ СУДИТЬСЯ? НУЖНО ЛИ СУДИТЬСЯ?

                      С КЕМ МОЖНО СУДИТЬСЯ?

     Мне как бывшему адвокату, бывшему судье, бывшему  преподава-

телю права, служителю примирения и просто как  христианину  часто

задают эти три вопроса христиане, перед которыми  маячит  вероят-

ность судебного конфликта. Давайте заглянем в Библию, 1  Коринфя-

нам 6:1-8.

     "Как смеет кто у вас" - вы не можете утверждать, что вы уни-

кальная личность и все, что идет далее, не про вас писано.

     "Имея дело" - вы не можете утверждать, что ваш конфликт уни-

кальный и дальше не про вас писано.

     "С другим" - вы не можете утверждать, что у  вас  уникальный

"соперник" и дальше не про вас писано. Многие считают, что  здесь

идет  речь  исключительно  о  конфликтах  между  христианами.  Но

по-гречески здесь сказано "heteros" - другой человек.  А  сказано

это после призыва Христа идти до края земли. После слов о свете и

соли. После слов о поисках заблудших овец. Но в пятом  стихе  Па-

вел употребляет другое греческое слово "adelphos" - единоутробный.

     "Смеет судится у нечестивых, а не у святых" - перед вами вы-

бор, где искать помощи. Идти к нечестивым? Юриспруденция, право -

дело нечестивое, потому что все это не может привести к  примире-

нию. Все законы могут лишь разделять людей, возбуждать в них гнев

и горечь. Святые же, как сказано в ст.2-3, могут судить ваши пос-

тупки и намерения в свете слова Божьего. Если вы будете искать их

совета, они могут вам подсказать, когда  и  как  нужно  исповедо-

ваться и прощать. Они также могут рассказать вам,  как  Бог  учит

нас улаживать конфликты и мириться  (Мф.5:23-26  и  Мф.18:12-20).

Они могут пойти с вами как "свидетели" (Мф.18:16). Они могут  по-

нести те бремена, которые конфликт  взвалил  на  вас.  Они  могут

призвать вас проявить справедливость по отношению к другому чело-

веку. Ничего этого вам не сделают юристы, и ничего такого  вы  не

найдете на путях человеческих - они не знают  Божьего,  не  могут

дать вам Божьего, а даже если бы и знали, то  вряд  ли  сочли  бы

нужным это Божье вам дать.

     "А вы, когда  имеете  житейские  тяжбы,  поставляете  своими

судьями ничего не значущих в церкви. К стыду вашему говорю:  неу-

жели нет между вами ни одного разумного, который  мог  бы  рассу-

дить между братьями своими?" Если ваш "соперник" -  христианин  и

если процесс примирения, изложенный в 5-й
 и 18-й  главах  Еванге-

лия от Матфея, не помогает уладить конфликт, все-таки лучше прий-

ти за судом в церковь. После того, как вы выполнили  сказанное  в

Мф.18:15-16, лучше представить дело на суд церкви, чем идти в суд

мирской и порочить репутацию тела Христова.

     "Но брат с братом судится, и притом пред неверными" -  поче-

му? Нам не хочется, чтобы узнали о наших грехах; нам  не  хочется

исповедоваться; нам не хочется прощать; мы не доверяем  "несведу-

щим в законе"; мы не знаем, как выполнить сказанное в  18
й  главе

Евангелия от Матфея; церковь не научена это делать; Бога уже поз-

дно подключать к нашему делу;  наша  проблема  для  Бога  слишком

сложна; вы просто не понимаете, у меня выбора нет  -  я  видел  и

слышал каждое из этих оправданий. В конце концов мы просто  греш-

ники - бунтовщики-гедонисты.

     "И то уже весьма унизительно для вас, что  вы  имеете  тяжбы

между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?  для

чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отни-

маете, и притом у братьев". Настоящее унижение заключается в том,

что вы отказываетесь действовать по вере и начать со святых.  Су-

дебные тяжбы доводят вашего брата  до  отчаяния,  гнева,  злости,

растерянности - разве это не обижает его, не заставляет его  тер-

петь лишения? А если вы позволите своему конфликту  овладеть  ва-

шей жизнью (что весьма и весьма возможно, если  вашим  единствен-

ным советчиком останется мир), разве вы не обидите и не  застави-

те терпеть лишения себя самих и разве не отберете  у  самих  себя

шанс быть употребленными Богом в Его деле?

     Итак, мы начали с трех вопросов:

     Можно ли нам судиться? Павел не сказал, что нельзя.  Но  жи-

вем мы все-таки скорее под благодатью, чем под законом.

     Надо ли судиться? Сначала пойдите со своим делом в  церковь,

чтобы получить подсказку и совет.

     С кем можно судиться? Наверное, не с  братом  и  сестрой  во

Христе. Но будьте очень осторожны, чтобы из действий другого  че-

ловека не делать вывода о его спасении или отсутствии оного, что-

бы оправдать себя и подать заявление в суд! Это  еще  один  повод

"судиться у святых".

     А можно ли нам защищаться, если судятся с  нами?  Можно,  но

защищаться не так, как защищается мир. "Но да будет  слово  ваше:

"да, да",  "нет,  нет";  а  что  сверх  этого,  то  от  лукавого"

(Мф.5:37). Здесь требуется абсолютная честность в суде, а это оз-

начает исповедание своих неправильных поступков. В 1  Петра  3:15

сказано кое-что еще насчет того,  как  нам  себя  вести  в  суде:

"Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас  отчета  (в  том,

что вы делали и чего не делали) в вашем уповании,  дать  ответ  с

кротостью (к противнику) и благоговением (к закону и властям)". А

в 1 Петра 2:23 сказано еще и о методе защиты и о том, на кого  мы

должны возлагать свои надежды и упования: "Будучи  злословим,  Он

не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал  то  Судии

Праведному".

     А можно ли мне использовать уголовное законодательство  про-

тив другого человека на основании того, что  сказано  в  Римлянам

13:1-7? Да, можно. А иногда даже и нужно. В конце концов, мы  жи-

вем в двух царствах - в Божьем и человеческом. Но прежде чем  ис-

пользовать друг против друга уголовный кодекс, я все-таки предла-

гаю спросить совета у святых и, если возможно,  сначала  попробо-

вать пройти процесс, изложенный в 18
й главе Евангелия от Матфея.

     Может ли все, о чем я говорил, дорого нам обойтись?  С  мир-

ской точки зрения - конечно же. С точки зрения духовной -  никог-

да в жизни. Даже если Бог, улаживая какой-то  конфликт,  призовет

вас к большим жертвам, будьте уверены, что та радость, которую вы

испытаете после принесения жертвы, развеет и само чувство, что вы

чем-то пожертвовали. "Совершилось" было словом триумфа, а не  по-

ражения.

Уильям Д. Бонтрейгер

1710 C.R. 121

Hesperus, CO. 81326

USA